Применение судами норм штатского процессуального законодательства,

Постановление ПленумаПЛЕНУМ (от лат. plenum — полное) — собрание в полном составе членов выборного руководящего органа какой-либо организации (гос., партийной, общественной) или членов высшего суда (напр., Пленум ВС РФ) ВС РФ от 11.12.2012 № 29 «О применении судами норм штатского процессуального законодательства,регулирующих создание в судеСУД — орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства кассационной инстанции «

1. Цель и задачки пересмотра судебного акта в суде кассационной инстанции

2. Воззвание в трибунал кассационной инстанции

3. Срок на обжалование судебного акта в кассационном порядке

4. МуниципальнаяМУНИЦИПАЛЬНЫЙ — относящийся к местным самоуправлениям. пошлина за подачу кассационной жалобы

5. Рассмотрение кассационной жалобы (представления)

В данном Постановлении (дальше — Постановление N 29) Пленум ВС РФ дает объяснения по ряду вопросов, появившихся в судебной практике при применении положенийПОЛОЖЕНИЕ — нормативный правовой акт, детально регламентирующий правовой статус, организацию, порядок деятельности определенных гос. органов, организаций и учреждений или системы однородных органов, учреждений, организаций, а также определяющий их взаимоотношения с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами. гл. 41 ГПК РФ (о пересмотре вступивших в легитимную силу судебных постановлений в суде кассационной инстанции).

Напоминаем, что с 1 января 2012 г. начал действовать Федеральный законЗАКОН — 1) в точном смысле юридический акт, принятый высшим представительным органом гос. власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. от 09.12.2010 N 353-ФЗ «О внесении конфигураций в Штатский процессуальный кодекс Российской Федерации» (дальше — Закон N 353-ФЗ), который значительно изменил правилаПРАВИЛА — форма нормативного правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности обжалования постановлений судов общей юрисдикции по штатским делам. До вступления в силу Закона N 353-ФЗ Пленум ВС РФ в Постановлении от 12.02.2008 N 2 «О применении норм штатского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ «О внесении конфигураций в Штатский процессуальный кодекс Российской Федерации» (дальше — Постановление N 2) уже объяснял нижестоящим судам, как надо использовать нормы гл. 41 ГПК РФ (ранее она называлась «Создание в суде надзорной инстанции»).

Положения Постановления N 29 почти во всем идентичны с содержащимися в Постановлении N 2 разъяснениями, если учитывать то, что ранее пересмотр вступивших в легитимную силу судебных актов именовался надзорным созданием и имел определенные, связанные с этим обстоятельством отличия. Постановление N 2 было признано утратившим силу (п. 30 Постановления N 29).

Постановление N 29 размещено 21 декабря 2012 г.

1. Цель и задачки пересмотра судебного акта в суде кассационной инстанции

Пленум ВС РФ указалУКАЗ — в РФ и в ряде других государств собственное название наиболее важных актов, издаваемых главой государства (президентом)., что кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в легитимную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в процессе предыдущего разбирательства дела существенных нарушений норм вещественного либо процессуального праваПРАВО — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право), либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, императив, стоящий над государством и законом (естественное право). По форме закрепления, источникам происхождения, сфере деятельности и другим основаниям различают П. писаное (статутное, прецедентное) и неписаное (обычное), светское и религиозное, национальное и международное. П. как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (см., напр., гражданское право, конституционное право, семейное право, трудовое право, уголовное право), подотрасли (авторское право, наследственное право и др.), межотраслевые комплексы юридических норм (банковское право, предпринимательское право). В сравнительном правоведении П. делят на правовые системы (т. н. правовые семьи): романо-германскую (континентальную), англо-американскую, мусульманскую, традиционную и социалистическую; 2) в субъективном смысле вид и мера возможного поведения лица, гос. органа, народа, государства или иного субъекта (юридическое право)., повлиявших на финал дела, без устранения которых нереально восстановление и защита нарушенных прав, свобод и легитимных интересов, включая общественные интересы (п. 1 Постановления N 29).

 

Необходимо подчеркнуть, что ВС РФ уже не один раз указывал на эту цель судопроизводства по пересмотру вступивших в легитимную силу судебных актов (см. Определения от 29.05.2012 N 56-В12-2, от 24.04.2012 N 53-В12-4, от 15.02.2011 N 5-В10-95).

Также в Постановлении N 29 напоминается, что при пересмотре судебных актов в кассационном порядке трибунал инспектирует только законностьЗАКОННОСТЬ — верховенство закона, неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами судебных постановлений, но не их обоснованность (ч. 2 ст. 390 ГПК РФ). В связи с этим в п. 24 Постановления N 29 поясняется, что трибунал кассационной инстанции не вправе устанавливать либо считать доказанными происшествия, которые не были установлены или были отвергнуты трибуналом первой либо апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности либо недостоверности того либо другого подтверждения, о преимуществе одних доказательств перед другими, также изучить новые подтверждения.

В практике Конституционного Суда РФ не один раз подчеркивалось, что правовая определенность подразумевает почтение принципа недопустимости повторного рассмотрения в один прекрасный момент решенного дела, потому «пересмотр не может считаться сокрытой формой обжалования» (см. Определения от 04.04.2006 N 113-О, от 12.04.2005 N 113-О). Такая позиция Конституционного Суда РФ корреспондирует правовой позиции Евро суда по правам человека (см. Постановление от 24.07.2003 «Дело «Рябых (Ryabykh) против Российской Федерации» (жалоба N 52854/99).

Аналогичную позицию занимают и суды общей юрисдикции (см., например, Определения Столичного городского суда от 21.11.2012 N 4г/4-10068, от 01.10.2012 N 4г/4-8100, от 22.11.2012 N 4г/4-10022, от 27.09.2012 N 4г/4-7760, Ленинградского областного суда от 27.09.2012 N 33а-4327/2012, Апелляционное определение Иркутского областного суда от 28.09.2012 по делу N 33-7849-12).

Также трибунал кассационной инстанции не производит пересмотр судебного акта, вступившего в легитимную силу, по существу. Но если трибунал кассационной инстанции увидит, что судами нижестоящих инстанций были допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного и неодолимого нрава, то трибунал кассационной инстанции должен учитывать это событиеСОБЫТИЯ — один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений. при рассмотрении кассационной жалобы (представления) (п. 24 Постановления N 29). Но Пленум ВС РФ не указал, каким конкретно образом должен происходить этот учет.

В рассматриваемом Постановлении указывается, что невзирая на связанность суда кассационной инстанции требованиями кассационной жалобы (представления), в случаеСЛУЧАЙ — в гражданском праве обстоятельство, наступившее без вины должника и кредитора и отрицательно отразившееся на исполнении обязательства. необходимости трибунал может разглядеть не только лишь ту часть судебного акта, которая обжалуется заявителем, да и другие, обусловливающие ее части судебного акта либо другой судебный акт (п. 25 Постановления N 29). Похожее объяснение ранее содержалось в п. 7 Постановления N 2.

При всем этом Пленум ВС РФ направил внимание на то, что трибунал кассационной инстанции не связан резонами жалобы (представления). В интересах законности трибунал кассационной инстанции может выйти за границы этих резонов, что нужно мотивировать (п. 25 Постановления N 29).

В п. 2 Постановления N 29 перечислены те судебные акты, которые могут быть пересмотрены в кассационном порядке.

2. Воззвание в трибунал кассационной инстанции

Пленум ВС РФ отметил, что процессуальным законодательством установлена возможность воззвания в трибунал кассационной инстанции только в этом случае, если заявитель исчерпал все методы обжалования судебного постановления до денька вступления его в легитимную силу (ч. 2 ст. 376 ГПК РФ). В п. 3 Постановления N 29 в связи с этим поясняется, что воззвание в трибунал кассационной инстанции может быть исключительно в ситуации, когда соответственный судебный акт обжаловался в апелляционном порядке. В апелляционной инстанции дело должно быть рассмотрено по существу и по нему должно быть вынесено апелляционное определение.

Похожее правило ранее предусматривалось для случаев воззвания за пересмотром судебных актов в порядке надзораНАДЗОР — одна из форм деятельности различных гос. органов по обеспечению законности. (п. 3 Постановления N 2).

В случае если Штатским процессуальным кодексом РФ не установлена возможность обжаловать в апелляционном порядке судебный акт (например, судебный приказПРИКАЗ — 1) форма административных правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти (министерствами, ведомствами и др.), а также Центральным банком РФ, которые могут содержать нормы права непосредственно или утверждать подзаконные нормативно-правовые акты (инстракция, порядок, положение); 2) акт руководителя организации, направленный на решение вопросов организационно-распорядительного характера, установление, изменение или прекращение трудовых отношений, обязательный для исполнения подчиненными сотрудниками; 3) в вооруженных силах письменное или устное распоряжение начальника подчиненным, требующее безусловного повиновения; неисполнение подчиненным военнослужащим приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, влечет уголовную ответственность по ст. 332 УК РФ. См. также Приказ, Судебный приказ.), то такое судебное постановление может быть пересмотрено в кассационном производстве и без его рассмотрения в суде апелляционной инстанции (п. 3 Постановления N 29).

В п. 4 Постановления N 29 напоминается, что правом на воззвание в трибунал кассационной инстанции владеют участвующие в деле лица, также те лица, чьи права и легитимные интересы были нарушены судебным актом, вступившим в легитимную силу. Пленум ВС РФ разъяснил, что под последними понимаются лица, которые не были привлечены к роли в деле в судах первой и апелляционной инстанций, если судебным постановлением разрешен вопрос об их правах либо обязательствахОБЯЗАТЕЛЬСТВО — правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги (п. 4 ч. 4 ст. 330, ч. 1 ст. 376 ГПК РФ). Обозначенные лица могут обращаться за кассационным обжалованием также и в этом случае, если постановление суда первой инстанции не обжаловалось в апелляционном порядке и вступило в легитимную силу (п. 4 Постановления N 29).

Пленум ВС РФ указал на условия, при соблюдении которых в трибунал кассационной инстанции может обратиться прокурорПРОКУРОР — должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора.. В п. 5 Постановления N 29 разъяснено, что он может обратиться с представлением в последующих случаях:

— если дело было возбуждено по заявлениюЗАЯВЛЕНИЕ — официальное обращение гражданина (нескольких лиц) в гос. орган или орган местного самоуправления, администрацию учреждения, организации или к должностному лицу, не связанное, в отличие от жалобы, с нарушением его прав и законных интересов и не содержащее просьбы об устранении такого нарушения, а направленное на реализацию прав и интересов заявителя или на устранение тех или иных недостатков в деятельности предприятий, учреждений, организаций. прокурора, поданному в защиту прав, свобод и легитимных интересов людей, неопределенного круга лиц, также общественных интересов;

— если прокурор вступил в процесс для дачи заключения по делу в случаях, когда это предвидено законодательством (ст. ст. 34, 35, 45, ч. 3 ст. 376, ч. 3 ст. 377 ГПК РФ);

— если он неверно не был привлечен для роли в процессе, когда такое роль было неотклонимым (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ);

— если судебными постановлениями разрешен вопрос о правах либо обязательствах лиц, не завлеченных к роли в деле.

При всем этом в п. 5 рассматриваемого документаДОКУМЕНТ — материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве. Пленум ВС РФ уделяет свое внимание на то, что право прокурора обратиться в трибунал кассационной инстанции не находится в зависимости от фактического роли прокурора в рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций.

В судебной практике отмечается, что подача кассационного представления — это право, а не обязанность прокурора (см., например, Апелляционные определения Томского областного суда от 25.05.2012 по делу N 33-1291/2012, от 28.08.2012 по делу N 33-2228/2012).

Пленум ВС РФ напомнил, что если кассационная жалоба (представление) подана неуправомоченным на это лицом, то она подлежит возвращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ (п. 6 Постановления N 29). В качествеКАЧЕСТВО — совокупность свойств (технико-экономических и эстетических), обусловливающих способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением вещи, продукции примера было обозначено лицо, не участвующее в деле, в отношении которого судебным постановлением не разрешен вопрос о его правах либо обязательствах.

3. Срок на обжалование судебного акта в кассационном порядке

Пленум ВС РФ разъяснил, что на обжалование судебных актов в кассационном порядке штатским процессуальным законодательством установлен единый шестимесячный срок.

В п. 8 Постановления N 29 приведены детальные правила расчетаРАСЧЕТЫ — исполнение денежных обязательств. этого срока, который, если не установлено другое, начинает течь на последующий денек после принятия апелляционного определения (либо объявления его резолютивной части в случае отложения составления целевого апелляционного определения).

В рассматриваемом Постановлении напоминается, что кассационные жалобы (представления), поданные за пределами обозначенного шестимесячного срока, подлежат возвращению и не рассматриваются по существу (п. 3 ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ). Для того чтоб такая жалоба (представление) подверглась рассмотрению трибуналом кассационной инстанции, заявитель должен приложить к нему вступившее в легитимную силу определение суда о восстановлении этого срока (п. 10 Постановления N 29).

Пленум ВС РФ указал на возможность восстановления пропущенного срока на кассационное обжалование (п. 10 Постановления N 29). Этот вопрос разрешается трибуналом, рассматривающим дело в первой инстанции (ч. 2 ст. 114 ГПК РФ). В Постановлении также обращается внимание на то, что обозначенный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда трибунал признает предпосылки его пропуска почтительными. В этих случаях должны наличествовать происшествия, которые беспристрастно исключали возможность заявителя впору обратиться с кассационной жалобой, к примеру:

— томная болезнь заявителя;

— немощное состояние заявителя;

— другие относящиеся к личности заявителя происшествия;

— другие независимые от лица происшествия, в силу которых оно было лишено способности вовремя обратиться с кассационной жалобой в трибунал.

Обозначенные примеры, как можно созидать, относятся только к физическим лицам. Пленум ВС РФ не представил аналогичного перечня событий, которые следует считать почтительными в тех случаях, когда организацияОРГАНИЗАЦИЯ — объединение двух и более лиц, являющихся субъектами права. вправе добиваться восстановления пропущенного срока на кассационное обжалование, но возможность предъявления и следующего ублажения такового требования в отношении юридического лица в п. 10 Постановления N 29 допускается. В отношении юридических лиц в Постановлении N 29 использован другой прием юридической техники. Пленум ВС РФ перечислил те происшествия, которые не могут быть признаны основаниями для восстановления срока.

Необходимо подчеркнуть, что в Постановлении N 2 этот вопрос решался по другому: устанавливалось только общепринятое правило (без любых уточнений) о том, что основаниями для восстановления срока могут быть любые конкретные происшествия, не зависящие от воли управляющих и (либо) служащих организации.

При рассмотрении вопроса о восстановлении срока на кассационное обжалование трибунал не может заходить в обсуждение законности судебных актов, которые заявитель собирается оговаривать. Трибунал должен изучить только резоны о наличии либо отсутствии почтительных обстоятельств пропуска процессуального срока (п. 10 Постановления N 29).

Также Пленум ВС РФ напомнил о том, что срок на кассационное обжалование не может быть восстановлен, если происшествия его пропуска, на которые ссылается заявитель, имели место позже 1-го года со денька вступления обжалуемого судебного постановления в легитимную силу (ч. 4 ст. 112 ГПК РФ). Как обозначено в п. 10 Постановления N 29, происшествия, возникшие за пределами годового срока, не имеют правового значения и проверке не подлежат. Похожее объяснение содержалось ранее в п. 2 Постановления N 2.

Пленум ВС РФ указал, что судебное определение о восстановлении либо об отказе в восстановлении срока на кассационное обжалование также можно обжаловать. Личную жалобу на это определение нужно навести в трибунал апелляционной инстанции (п. 10 Постановления N 29).

Если же заявитель подаст кассационную жалобу (представление) по истечении 6 месяцев со денька восстановления срока на кассационное обжалование, то такая жалоба (представление) будет возвращена заявителю без рассмотрения по существу (п. 3 ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ).

4. Муниципальная пошлина за подачу кассационной жалобы

В п. 12 Постановления N 29 напоминается о том, что размер гос пошлины за подачу кассационной жалобы определяется в согласовании с положениями налогового законодательства (подп. 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Также Пленум ВС РФ разъяснил, что муниципальная пошлина в ряде всевозможных случаев может быть уменьшена либо плательщику может быть предоставлена рассрочкаРАССРОЧКА — способ оплаты товаров или услуг, при котором платеж производится не в полной сумме их стоимости, а по частям. по ее уплате (п. 2 ст. 333.20 и ст. 333.41 НК РФ). Эти вопросы решаются в суде первой инстанции независимо от того, какое судебное постановление является объектом кассационного обжалования (к примеру, апелляционное определение областного суда). Судебный акт по обозначенным вопросам согласно ст. 104 ГПК РФ также может быть обжалован в апелляционном порядке (п. 12 Постановления N 29).

Если заявитель подаст кассационную жалобу без приложения документа, подтверждающего уплату гос пошлины в установленном размере (либо подтверждающего наличие льготы по ее уплате), то такая жалоба не может быть принята к рассмотрению трибуналом кассационной инстанции (п. 1 ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ) и подлежит возвращению, как не отвечающая требованиям ч. 7 ст. 378 ГПК РФ (п. 12 Постановления N 29).

Пленум ВС РФ напомнил, что в случае возвращения кассационной жалобы муниципальная пошлина по общепринятому правилу ворачивается заявителю на основании его заявления в налоговый орган (подп. 2 п. 1 ст. 333.40, п. 3 ст. 333.40 НК РФ). В неприятном случае она может быть зачтена при повторном воззвании заявителя в трибунал кассационной инстанции, если к жалобе будет приложен начальный документ об уплате гос пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.40 НК РФ, п. 13 Постановления N 29).

5. Рассмотрение кассационной жалобы (представления)

Если трибунал кассационной инстанции при рассмотрении жалобы (представления) увидит основания для ее возвращения без рассмотрения по существу (ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ), то он должен вынести соответственное определение (п. 6 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ). По общепринятому правилу этот вопрос должен решаться до рассмотрения кассационной жалобы (представления) по существу (п. 14 Постановления N 29).

В п. 14 Постановления N 29 обозначено, что после устранения препятствий, послуживших основаниями для возвращения или для оставления без рассмотрения по существу кассационной жалобы (представления), заявитель вправе вновь обратиться в трибунал кассационной инстанции в течение шестимесячного срока на обжалование (ч. 2 ст. 376 ГПК РФ).

Пленум ВС РФ разъяснил, что кассационный трибунал изучает жалобу (представление) или по материалам, которые приложены к ней, или по материалам дела, истребованного в суде нижестоящей инстанции (п. 15 Постановления N 29).

В п. 16 Постановления указывается на то, что трибунал кассационной инстанции в случае истребования дела может остановить до окончания кассационного производства выполнение судебных актов, вступивших в легитимную силу (ч. 1 ст. 381 ГПК РФ). Обозначенные деяния арбитр кассационной инстанции может выполнить только по требованию заявителя, но не по своей инициативе. Похожее объяснение ранее содержалось в п. 4 Постановления N 2.

Пленум ВС РФ уделяет свое внимание на то, что может приостанавливаться выполнение только тех судебных актов, которые обжалуются в кассационной жалобе (представлении).

В п. 16 Постановления N 29 разъясняется, что судебное определение о приостановлении выполнения судебного акта, вступившего в легитимную силу, не может быть обжаловано (ч. 1 ст. 381 ГПК РФ).

Также Пленум ВС РФ указал на необходимость разрешения вопроса об отмене приостановления выполнения решения суда, если выполнение данного решения приостанавливалось трибуналом кассационной инстанции (п. 16 Постановления N 29).

Пленум ВС РФ уделяет свое внимание на необходимость указания мотивов, по которым трибунал кассационной инстанции пришел к тому либо иному выводу при решении вопроса о необходимости рассмотрения приобретенной жалобы (представления) или об отказе в ее передаче для рассмотрения в судебном заседании (п. п. 17 и 19 Постановления N 29). Если трибунал сделает вывод о необходимости рассмотрения жалобы (заявления), то он должен указать, какие резоны заявителя заслуживают внимания при ее рассмотрении в судебном заседании суда кассационной инстанции (п. 19 Постановления N 29).

В рассматриваемом документе подчеркивается, что действующее процессуальное законодательство не предугадывает способности подачи дополнений к кассационной жалобе лицом, по чьей инициативе вынесено определение судьи о передаче ее для рассмотрения в судебном заседании. Но, исходя из общего принципа о необходимости соблюдения права заявителя на справедливое судебное разбирательство, такие дополнения могут приобщаться трибуналом к поданной ранее кассационной жалобе (п. 20 Постановления N 29). При приобщении дополнений к кассационной жалобе (представлению) трибунал должен решить вопрос о необходимости направления копий поданных дополнений участвующим в деле лицам, также о необходимости переноса сроков рассмотрения кассационной жалобы (представления).

Следует направить внимание на то, что о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции лица могут быть уведомлены с помощью sms-сообщений при соблюдении определенных критерий (п. 21 Постановления N 29). Напоминаем, что Пленум ВС РФ уже не впервой показывает на необходимость широкого использования этого метода судебного извещения (см., например, Постановление Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 3 «О внесении конфигураций в некие постановления Пленума Верховного СудаВЕРХОВНЫЙ СУД — высшее судебное учреждение государства Российской Федерации»).

В п. 23 Постановления N 29 обозначено, что неявка участвующих в деле лиц, соответствующим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (представления), не препятствует рассмотрению данной жалобы трибуналом кассационной инстанции (ч. 2 ст. 385 ГПК РФ). Пленум ВС РФ также разъяснил, что если участвующее в деле лицо направило в трибунал просьбу об отложении разбирательства в связи с невыполнимостью роли в нем и представило подтверждения уважительности обстоятельств этой просьбы, то трибунал должен отложить рассмотрение кассационной жалобы (представления), если признает такие предпосылки почтительными. Это правило действует до момента, когда трибунал кассационной инстанции удаляется в совещательную комнату для принятия решения по жалобе.

В Постановлении N 29 обозначено, что срок рассмотрения кассационной жалобы (представления) начинает исчисляться со денька вынесения арбитром определения о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и продлению не подлежит (п. 22). Напоминаем, что в согласовании с ч. 1 ст. 386 ГПК РФ обозначенный срок по общепринятому правилу равен одному месяцу и двум месяцам для Верховного Суда РФВЕРХОВНЫЙ СУД (ВС) РФ — высший судебный орган РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции..

В п. 27 Постановления N 29 указывается, что если трибунал кассационной инстанции увидит ошибку нижестоящих судов в применении и (либо) истолковании норм вещественного права, то он, не передавая дело на новое рассмотрение в нижестоящий трибунал, без помощи других выносит новый судебный акт по этому спору, если для этого не требуется установление новых событий дела, предъявления, исследования и оценки доказательств.

Также в п. 28 Постановления N 29 отмечается, что трибунал кассационной инстанции вправе сказать в судебном заседании только резолютивную часть кассационного постановления (определения).

Пленум ВС РФ разъяснил, что из смысла ст. 428 ГПК РФ можно прийти к выводу о том, что исполнительный лист по делу, которое подверглось рассмотрению в суде кассационной инстанции, независимо от принятого решения по кассационной жалобе (представлению), выдается трибуналом, который рассматривал дело в первой инстанции (п. 29 Постановления N 29).

Судебная практика по этому вопросу не единообразна. Некие суды приходили к выводам, похожим с теми, которые изложены в п. 29 Постановления N 29 (см., например, Апелляционное определение Ярославского областного суда от 13.09.2012 N 33-4864/2012): в таком исполнительном листе также должна быть отражена позиция суда кассационной инстанции.

Но встречался и другой подход, согласно которому если трибуналом апелляционной либо кассационной инстанций изменено решение нижестоящего суда либо вынесено новое решение, то исполнительный лист должен быть выдан трибуналом апелляционной инстанции («Справка по результатам обобщения судебной практики по производству, связанному с исполнением судебных постановлений и постановлений других органов, за 2008 год и 1-ый квартал 2009 года», утверждена на заседании президиумаПРЕЗИДИУМ (от лат. praesidium — председательство) — группа лиц, коллегия, избранная для руководства собранием, совещанием или постоянный руководящий орган гос. органов, партийных организаций Пермского краевого суда 29.05.2009).

 http:-www.consultant.ru/law/review/fed/iw2013-01-22.html