Прикладные нюансы использования электрической подписи в

Российской ФедерацииФЕДЕРАЦИЯ (фр. federation, от позднелат. federatio — объединение, союз) — форма гос. устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из гос. образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. (в свете вступления в силу ФЗ №63-ФЗ
от 06 апреля 2011 года «Об электрической подписи»)
Российской Федерации (в свете вступления в силу ФЗ №63-ФЗ
от 06 апреля 2011 года «Об электрической подписи»)

 

В российской правовой науке уже пару лет не стихают дискуссии об относительно новеньком явлении в юриспруденцииЮРИСПРУДЕНЦИЯ (лат. jurisprudentia) — правоведение, совокупность научной и практической деятельности юристов – электрической подписи. И эти дискуссии имеют принципиальное прикладное значение, в том числе на основании предложений, выдвинутых в процессе таких дискуссий рождались идеи усовершенствования институтаИНСТИТУТ (от лат. institutum — установление, учреждение) — название различных специализированных учебных заведений (средних, высших, системы повышения квалификации и т. п) электрической подписи, которые вылились, в т.ч. в новый Федеральный закон «Об электрической подписи», который вступил в силу 01 июля 2011 года, равномерно сменяющий ФЗ «Об электрической цифровой подписи»,  окончание деяния которого наступит 30 июня 2012 года. В объяснительной записке к проекту Федерального закона "Об электрической подписи» говорилось, что Закон об ЭЦП «содержит концептуальные и юридико-технические недочеты, которые не позволили обеспечить правовые условия, нужные для широкого внедрения электрической цифровой подписи в Российской Федерации.»[1] В том числе говорилось о то, что недостаточна сфера регулирования Закона об ЭЦП, из нее исключены как дела по использованию других видов электрической подписи, так и дела, не являющиеся гражданско-правовыми сделками. В новеньком Законе об ЭП чётче описана сфера деяния. Закон об ЭЦП распространяется «на дела, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательствомЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — 1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании органами гос. власти законов; 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство и т. д.). Российской Федерации случаях»[2]. Сейчас же формулировка такая: «Дела в области использования электрических подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании муниципальныхМУНИЦИПАЛЬНЫЙ — относящийся к местным самоуправлениям. и городских услуг, выполнении муниципальных и городских функций, при совершении других юридически важных действий.»[3]

Введение в Закон обмолвки об «оказании муниципальных и городских услуг, выполнении муниципальных и городских функций» связано с всё огромным распространением размещения муниципальных и городских заказовЗАКАЗ — вид оферты — предложение заказчика (покупателя) изготовить, поставить (продать) ему продукцию (товары), выполнить работу, оказать услуги с указанием сроков, объемов, количества, ассортимента на электрических площадках. Данная процедура чётко описывается в гл. 3.1 Закона о размещении заказов[4]. В 2005 году, когда был принят этот Закон, ещё не регламентировалась процедура аукционаАУКЦИОН (от лат. auctio — продажа с публичного торга) — разновидность торгов, при которой договор купли-продажи продаваемого имущества заключается с лицом, предложившим наивысшую цену на цифровых площадках. С развитием же Веба и в целях обеспечения открытости расходования экономных средств, появилась необходимость переводаПЕРЕВОД — текст, переведенный с одного языка на другой. аукционов из реального места в реально-виртуальное. В связи с этим институт электрической подписи вышел на новейшую орбиту развития.

Сначало, в Законе о размещении заказов порядок проведения открытых аукционов в электрической форме содержался в ст. 41.[5] Только в

редакции №14 от 08.05.2008 г. данного Закона была введена глава 3.1[6], регламентирующая размещение заказов оковём проведения открытых аукционов в электрической форме.

 

Закон об ЭП расширил сферу деяния Закона об ЭЦП. В Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организацииОРГАНИЗАЦИЯ — объединение двух и более лиц, являющихся субъектами права. предоставления муниципальных и городских услуг"[7] Законом 2011 г. N 65-ФЗ введены статьи: статьи 21.1 "Внедрение электрической подписи при оказании муниципальных и городских услуг" и 21.2 "ПравилаПРАВИЛА — форма нормативного правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности использования обычных электрических подписей при оказании муниципальных и городских услуг". Понятия муниципальных и городских услуг определены в п. п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона "Об организации предоставления муниципальных и городских услуг".

В ст. 41.12 Закона о размещении заказов прямо до часа регламентированы сроки выполнения действий 3-мя участниками электрических аукционов: заказчика, оператора электрической площадки и участника открытого аукциона.

Но встаёт вопрос об обеспечении правПРАВО — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право), либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, императив, стоящий над государством и законом (естественное право). По форме закрепления, источникам происхождения, сфере деятельности и другим основаниям различают П. писаное (статутное, прецедентное) и неписаное (обычное), светское и религиозное, национальное и международное. П. как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (см., напр., гражданское право, конституционное право, семейное право, трудовое право, уголовное право), подотрасли (авторское право, наследственное право и др.), межотраслевые комплексы юридических норм (банковское право, предпринимательское право). В сравнительном правоведении П. делят на правовые системы (т. н. правовые семьи): романо-германскую (континентальную), англо-американскую, мусульманскую, традиционную и социалистическую; 2) в субъективном смысле вид и мера возможного поведения лица, гос. органа, народа, государства или иного субъекта (юридическое право). участников электрического аукциона, об обоснованности и необходимости принимаемых к нарушителям мер. На практике вероятны ситуации, когда договорДОГОВОР (контракт) — в гражданском праве соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, вовремя не был подписан победителем по любым формальным либо техническим причинам. К примеру, ООО "Спецэнергокомплект-2000" не могло впору подписать договор из-за неведения работниками ООО аспектов технического направления работы с электрической площадкой. Этот вывод арбитражный трибунал признал безосновательным, так как в согласовании со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная деятельность, осуществляемая на собственный риск. Также был признан несостоятельным резон ООО о том, что после пропуска срока оно выходило на связь с заказчиком с просьбой навести в его адресок проекты договоров, т.к. таковой порядок заключения муниципальных договоров при проведении открытого аукциона в электрической форме не предусмотрен положениями Закона о размещении заказов. При таких обстоятельствах арбитражный трибунал признал обоснованным включение ООО "Спецэнергокомплект-2000" в реестр нерадивых поставщиков.[8]

Челышева Н.Ю. отмечает, что издержки заказчика, связанные с организацией новых торговТОРГИ — состязательный порядок заключения некоторых договоров (купли-продажи, поставки, подряда). и определением нового фаворита, могут быть еще выше, чем издержки, понесенные в связи с нарушением сроков подписания договора. Но содержание соответственных положенийПОЛОЖЕНИЕ — нормативный правовой акт, детально регламентирующий правовой статус, организацию, порядок деятельности определенных гос. органов, организаций и учреждений или системы однородных органов, учреждений, организаций, а также определяющий их взаимоотношения с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами. ст. 41.12 Закона о размещении заказов не дает способности делать исключения применительно к определенным ситуациям.[9] Думается, следует признать очень полезными выводы Челышевой Н.Ю., в каких она предлагает включить в пункты 12 – 13 ст. 41.12 Закона о размещении заказов дополнение о том, что в случае неподписания победителем договора в установленные истинной статьей сроки оператор электрической площадки немедля направляет ему предупреждение о способности признания его уклонившимся от заключения договора, если договор не будет подписан в установленный оператором разумный срок. Не считая того, в нареченной выше статье предлагается использовать услуги нотариусаНОТАРИУС — должностное лицо, специально уполномоченное совершать нотариальные действия в качестве предмета своей профессиональной деятельности. для доказательства тех либо других фактов в процессе проведения электрического аукциона. Видится нужным развить эту идея о роли нотариатаНОТАРИАТ — система нотариальных контор, органов, на которые специально возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем. в проведении электрических аукционов.

Увлекательное предложение высказал И. Попов: «Для более широкого внедрения ЭП следует сделать федеральный удостоверяющий центрЦЕНА — в гражданском праве одно из существенных условий некоторых видов договоров (ФУЦ), который при гос регистрации юридического лица будет выдавать ему закрытый ключ. При поступлении электрического документаДОКУМЕНТ — материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве., подписанного ЭП, довольно будет запросить таковой центр для получения инфы о контрагенте. Но для воплощения этих целей нужно внести надлежащие конфигурации в ст. 160 ГК РФ.»[10]

Если синтезировать обе выше обозначенные идеи, то получим некоторый муниципальный орган, совмещающий внутри себя функции одного федерального реестра лиц и органов, имеющих ЭП, и функции, нотариата. В литературе можно отыскать такое общее понятие нотариата: "Это учреждения для общественного удостоверения различного рода актовАКТ (от лат. actus — действие, actum — документ) — 1) поступок, действие; 2) документ, имеющий юридическое значение, договоров и вообщем принципиальных для правовой жизни событий с целью обеспечения их достоверности для суда, административных мест и личных лиц."[11] Из этого следует, что некоторый «федеральный удостоверяющий центр» должен делать функции, присущие нотариату. Ведь электрическая подпись, процесс её получения, совершённые с её внедрением сделкиСДЕЛКИ — действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. и есть «принципиальные для правовой жизни действия». Говоря конкретно о форме сотворения «ФУЦ», то можно разглядеть последующий вариант.

На данный момент действует ряд удостоверяющих центров, это: «Юридические лица либо личные предприниматели, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатовСЕРТИФИКАТ (фр. certificat, от ср.-век. лат. certifico — удостоверяю) — 1) письменное свидетельство, удостоверяющее определенный факт (С. о мореходности судна, грузовой морской С., медицинский С. о сделанных прививках и т. п.); 2) заемное финансовое обязательство гос. органов, выпускается обычно небольшими купюрами, размещается среди мелких и средних держателей, а также документ, подтверждающий внесение вклада в кредитную организацию (напр., сберегательный (депозитный) сертификат); ключей проверки электрических подписей, также другие функции, предусмотренные законом.»[12] Беря во внимание, что на данный момент МинистерствоМИНИСТЕРСТВО (от лат. ministro — служу, управляю) — родовое название наиболее важных центральных органов гос. управления, входящих в структуру правительства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти в сфере использования ЭП[13], то видится логичным сделать подведомственный ему орган власти, ведающий конкретно делами в области выполнения законодательства об ЭП. К примеру, Федеральное агентство по делам электрической подписи. В положении о таком органе нужно будет делигировать ему функции и действующих сейчас удостоверяющий центров, и предлагаемые функции «ФУЦ», и функции нотариата «для доказательства тех либо других фактов в процессе проведения электрического аукциона».

Принимая во внимание изложенное, можно придти к очень жизнеутверждающему выводу: у электрической подписи в Российской Федерации есть перспективы, но данная сфера должна пройти весь путь эволюции. И этот путь уже начался.

 



[1] Объяснительная записка "К проекту Федерального закона "Об электрической подписи" – СПС Консультант плюс

 

[2] Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об электрической цифровой подписи"

 

[3] Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об электрической подписи"

 

[4] Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О размещении заказов на поставки продуктов, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных и городских нужд" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

 

[5] Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки продуктов, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных и городских нужд"

 

[6] Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 08.05.2009)  "О размещении заказов на поставки продуктов, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных и городских нужд" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2009)

 

[7] СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179

[8] Постановление Восьмого арбитражного апелляционного судаАПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД — в ряде государств судебный орган по пересмотру дел, решения и приговоры по которым еще не вступили в законную силу. от 15.02.2011 по делу N А46-10559/2010 По делу о признании недействительным приказа о включении сведений об обществе в реестр нерадивых поставщиков в связи с уклонением от заключения муниципального договора, обязании антимонопольного органа исключить обозначенные сведения и взыскании судебных расходов на услуги представителя.

 

[9] Челышева Н.Ю. ГарантииГАРАНТИЯ (от фр. garantie — обеспечение) — 1) в гражданском праве предусмотренное законом или договором обязательство, в силу которого какое-либо лицо (физическое или юридическое) отвечает перед кредиторами полностью или частично при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства должником (см., напр., банковская гарантия); 2) установленное законом обязательство продавца отвечать за материальные недостатки товара в течение определенного срока защиты прав участников открытого электрического аукциона на право заключить муниципальный (городской) договор – ЮристЮРИСТ (нем. Jurist, от лат. juris — право) — человек с юридическим образованием, правовед; практический деятель в области права. 2011. N 15. С. 11 – 22.

 

[10] Попов И. ЭЦП необходимы перспективы – ЭЖ-Юрист. 2011. N 8. С. 4.

 

[11] Власов Ю.Н. Нотариат в Российской Федерации. Учебно-методическое пособиеПОСОБИЯ — одна из форм социального обеспечения, регулярные или единовременные выплаты из средств социального страхования или гос. бюджета.. М., 2001. С. 20.

 

[12] П.7, ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об электрической подписи"

 

[13] Постановление ПравительстваПРАВИТЕЛЬСТВО — высший коллегиальный исполнительный орган государства. РФ от 28.11.2011 N 976 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере использования электрической подписи"