Предлагаемые фас поправки в закон о торговле: добро пожаловать в каменный

 

8 февраля 2011 года Федеральная антимонопольная служба расположила на собственном официальном сайте Проект ЗаконаЗАКОН — 1) в точном смысле юридический акт, принятый высшим представительным органом гос. власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. о внесении конфигураций в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах муниципального регулирования торговой деятельности в Российской ФедерацииФЕДЕРАЦИЯ (фр. federation, от позднелат. federatio — объединение, союз) — форма гос. устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из гос. образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.» (дальше – Законопроект) (http:-www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50682.html).

Как Вы думаете, станут ли реформированные нормы Закона о торговле работать эффективнее? Предлагаю высказываться в отношении одной из 11 реформируемых статей (ст.1 Законопроекта) либо в отношении всего Законопроекта в целом.

 

 

 

Как представитель федеральной розничной торговой сети, конкретно связанный с работой по вышеназванному закону, могу сказать, что законопроект – более чудовищен и нежизнеспособен, как и сам закон, ориентирован на поддержку только поставщиков из большого бизнеса, а не маленьких производителей, а его создатели, судяСУД — орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства по всему, полностью не представляют для себя, что такое современная розничная торговля, мысля определениями из совторга.

Попробую кратко постатейно обрисовать, почему:

 

1) часть 6 статьи 9 выложить в последующей редакции:

 

«6. Включение в стоимость контрактаКОНТРАКТ (лат. contractus) — 1) синоним понятия «договор» применительно к гражданским и трудовым правоотношениям; поставки продовольственных продуктов других видов вознаграждения, не предусмотренных реальным Федеральным законом, не допускается.»

 

Это положениеПОЛОЖЕНИЕ — нормативный правовой акт, детально регламентирующий правовой статус, организацию, порядок деятельности определенных гос. органов, организаций и учреждений или системы однородных органов, учреждений, организаций, а также определяющий их взаимоотношения с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами. (равно как и действующее в текущее время) защищает права не маленьких поставщиков, а больших, вроде бы ни гласил ФАСФАС — международный торговый термин, одно из франко-условий поставки в коммерческих операциях об оборотном. Маленький поставщик мог заплатить вознаграждение в процентах от проданного продукта за то, что его продукт будет стоять на наилучшей полке (другими словами – вознаграждение прямо зависело от эффективности продаж), потому что плата за размещение для него более доступна, чем огромные издержки на тв-рекламуРЕКЛАМА (фр. reclame, от лат. reclamo — выкрикиваю) — по российскому законодательству распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний и остальные. Сейчас торговые сети принудили устанавливать плату за полку не в процентах от проданного продукта, а сходу и до поставок продукта – в рублях – это может для себя позволить только более обеспеченный поставщик, продукт которого и так разрекламирован, а маркетинговый бюджет которого и так велик, бедные поставщики не готовы заблаговременно платить за неплохую полку, если оплата не будет зависеть от результата.

 

2) «12. При заключении контракта поставки продовольственных продуктов воспрещается понуждение контрагентаКОНТРАГЕНТ (от лат. contrahens — договаривающийся) — сторона договора в гражданских правоотношениях к заключению контракта возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных продуктов.

 

Это – снова же продолжение предшествующей темы – защищает не бедных поставщиков, как гласит ФАС, а более богатых – их продукт и так продаётся, потому что имеет более массированную рекламу, и им не нужно мотивировать сеть, чтоб она выставляла продукт на наилучших местах. Продукты же маленьких поставщиков при таковой схеме будут или не закупаться совсем (потому что неясно, как они будут продаваться), или сходу ставится на наименее прибыльные места (а от места зависит до 70 процентов объёма от реализации продукта!), потому что сеть даже лишается способности определить закупку определённого продукта выкладкой его в определённом месте. Соответственно – мучается потребительПОТРЕБИТЕЛЬ — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. В РФ права П. и порядок их защиты определены Законом РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г, которого вынуждают поддерживать больших поставщиков, потому что маленькие просто не могут соперничать с ними по объёмам “наружной” рекламы.

 

3) Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных продуктов, воспрещается включать в контракт поставки продовольственных продуктов последующие условия:

 (другими словами – здесь даже не даётся возможность сети и поставщику самим условиться о том, на каких критериях они будут работать – невиданная вещь для свободного рынка! – торговая сеть же не государственное предприятиеПРЕДПРИЯТИЕ — особый объект гражданских прав, имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.! если же считаете нас муниципальным предприятием – то сами и платите нам заработную плату, а не заставляйте соперничать с другими сетями по заранее неосуществимым правиламПРАВИЛА — форма нормативного правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности!) ниже комментирую сами “условия”:

 

3А): 1) о совершении в отношении продовольственных продуктов определенных действий об оказании услуг по рекламированию продуктов, маркетингу либо схожих услуг, направленных на продвижение поставленных продовольственных продуктов; – комментарий уже два раза дан выше.

 

3Б): 2) о запрете на заключение договоровДОГОВОР (контракт) — в гражданском праве соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, поставки продовольственных продуктов с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, также с другими хозяйствующими субъектами на подобных либо других критериях.

 – другими словами в контракт поставки – вопреки всем законам рынка – нельзя внести положение о том, что поставщик будет поставлять продукт только для тебя либо что он будет для тебя поставлять какой-либо особый продукт, либо стоимость даст самую низкую, либо ещё чего-нибудть, что будет отличать тебя от другого покупателя. господа! Для чего тогда вообщем вести переговоры с поставщиками о поставке продуктов по самым дешёвым ценамЦЕНА — в гражданском праве одно из существенных условий некоторых видов договоров, чтоб реализовать продукт позже подешевле? Госцена так госцена, но пострадает-то потребитель!

 

3В) об ответственности за неисполнение обязательстваОБЯЗАТЕЛЬСТВО — правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных продуктов на критериях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

– творческое развитие предшествующего пт. Другими словами – поставщик уже ни за какие условия контракта фактически не отвечает!

 

3Г) о внесении хозяйствующим субъектом платы за право поставок продовольственных продуктов в функционирующие либо открываемые торговые объекты;

– творчески развитое преобладание больших поставщиков над маленькими! У больших поставщиков, судя по тексту закона, мы продукт и так закупим по тем ценам, которые они предложат (потому что не может быть магазина без “сникерса” либо кока-колы), а вот маленькие, чтоб попасть во вновь открытый магазин, должны будут по логике законодателя играть в рулетку либо давать “на лупа” определенному менеджеру (потому что спрос всегда рождает предложение и поставщиков всегда больше, чем полочного места) заместо того, чтоб внести подобающую плату за полку по договору и быть уверенным, что продукт будет находиться на наилучшем месте.

 

3Д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортиментаАССОРТИМЕНТ (фр. assortiment) — перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям (признакам). продовольственных продуктов

– то же самое. если ассортимент больших поставщиков практически ими навязан, то маленькие лишаются права на договорном основании даже оказывать влияние на собственный ассортимент оковём предоставления дополнительных скидок либо вознаграждений. (почему-либо никого не смущают 20-процентные скидки в розничной торговле, но 0,5-процентная в оптовой за изменение ассортимента кажется кое-чем из ряда вон!)))

 

3Е) о понижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных продуктов, их цены до уровня, который при условии установления торговой прибавки (наценки) к их стоимости не превзойдет наименьшую стоимость таких продуктов при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

– здесь уже законодателю не жалко потребителей, хоть о их тоже “плакался” ФАС – другими словами снижать стоимость, если тот же самый поставщик соперникам поставляет продукт дешевле, по договору уже нельзя его будет его обязать. как же любимое ФАС-ом “установление монопольно высочайшей цены на продукт”? Либо оно распространяется лишь на “злые сети”, но не на “хороших поставщиков”?  (при средней рентабельности у поставщиков в 10-12%, а у сетей – в 2,5-3! – кто здесь более дискриминируемое меньшинство?)

 

3Ж)  о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных продуктов, убытков в связи с утратой либо повреждением таких продуктов после перехода права принадлежности на такие продукты, кроме случаевСЛУЧАЙ — в гражданском праве обстоятельство, наступившее без вины должника и кредитора и отрицательно отразившееся на исполнении обязательства., если утрата либо повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких продуктов;

– это, в главном, у поставщиков продуктов, у каких происходить “ненатуральная” усушка и утруска – другими словами если ты закупил у поставщика колбасу, а она через два денька при обычном хранении растеряла в весе процентов 10 за счёт того, что вода “улетучилась” либо же сахар, высохнув, полегчал – то ты не можешь условится с поставщиком, чтоб он это “волшебство” для тебя компенсировал, ведь платишь-то ты ему за продукт, а не за воду, а обосновать умысел поставщика практически  нереально – другими словами снова же мучается потребитель, ведь вся эта “усушка”, уйдя поставщику в доход, отразится на розничной стоимости – сейчас её будет закладывать в убытки уже розничная сеть.

 

3з) о возмещении хозяйствующим субъектом издержек, не связанных с исполнением контракта поставки продовольственных продуктов и следующей продажей определенной партии таких продуктов;

– другими словами, конкретно в контракт поставки нельзя будет включать издержки торговой сети на всякие манипуляции не с продуктом, а с брендом, которые пойдут на повышение объёма его продаж – проведение разных акцийАКЦИЯ (от лат. actio — распоряжение, позволение, претензия) — в материальном значении право на участие в акционерном обществе, а именно: а) право на часть прибыли от деятельности общества в виде дивиденда; б) право на участие в разделе имущества общества при его ликвидации; в) право на участие в управлении делами общества. Прочие права владельцев А. (акционеров), напр. на информацию о деятельности общества, имеют вспомогательное значение. В формальном значении А. — документ установленной формы (ценная бумага в собственном смысле слова), удостоверяющий право на участие в акционерном обществе., развешивание маркетинговых плакатов и прочее. Другими словами – большие поставщики будут защищены, а вот маленькие – нет, потому что заключать отдельный контракт на проведение всего этого, без заключения контракта поставки для их нет смысла – в чём резон рекламировать продукт, если он не продаётся в магазине? ведь у их любая копейка на счету.

 

3и) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных продуктов, таких продуктов, не проданных по истечении определенного срока, кроме случаев, если возврат таких продуктов допускается либо предусмотрен законодательствомЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — 1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании органами гос. власти законов; 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство и т. д.). Российской Федерации.

– пункт полностью страшный, приведёт к существенному удорожанию неких продуктов, также выгоден для большого бизнеса (они-то работают без возвратов – хочешь – бери продукт (ибо без него магазин – не магазин), не хочешь – иди к чёрту), а не для маленьких поставщиков. Исходя из убеждений экономики – полностью обычный пункт – “что не продали – заберём назад”, позволяет торговой сети заказывать больше продукта под “риск поставщика”, потому что он всё, что не продали заберёт, отсюда не появляется пустых полок (ибо по другому сеть будет обязана заказывать меньше продуктов, только бы не нести расходов по утилизации),  поставщику проще переработать собственный продукт либо утилизировать его – он же специалистСПЕЦИАЛИСТ — в уголовном процессе РФ лицо, обладающее специальными знаниями по этому товару, в отличие от сети, в-общем –  довольны и поставщик и сеть. ту же будет по другому – маленький поставщик не будет рад, потому что сеть будет у него заказывать меньше продукта, сеть будет не рада, потому что ей придётся заниматься не характерным ей делом по утилизации испортившегося продукта (а расходы сети будут существенно больше, чем расходы поставщика, потому что она мастерски этим продуктов не занимается), а все эти опасности из собственного кармашка оплатит потребитель. Малый бизнес, поставляющий продукт малыми партиями по магазинам, будет чуть не изничтожен, потому что не сумеет на равных соперничать с большими поставщиками.

 

В-общем, вышеназыванные пункты значительно ограничивают принципПРИНЦ (нем. Prinz, от лат. princeps — первый, главный) — титул нецарствующего члена королевского или вообще владетельного дома в Западной Европе. свободы контракта в отношениях меж сетью и поставщиками, не позволяя устанавливать вправду прибыльные для обеих сторон условия, защищают только больших поставщиков, полностью не учитывают современного ритейла!

 

4) пункт 2 части 1 статьи 13 выложить в последующей редакции:

 

«2) навязывать контрагенту условия контракта нерентабельные для него либо не относящихся к предмету контракта (экономически либо технологически не обоснованные и (либо) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами ПрезидентаПРЕЗИДЕНТ (от лат. praesidens — сидящий впереди) — в государствах с республиканской формой правления глава государства и исполнительной власти или только государства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти либо судебными актами требования о передаче денег, другого имуществаИМУЩЕСТВО — понятие, применяемое для обозначения: а) совокупности вещей и материальных ценностей, состоящих прежде всего в собственности лица (физического или юридического), государства или муниципального, в том числе имущественных прав, также согласие заключить контракт при условии внесения в него положений относительно продукта, в каком контрагент не заинтересован).

 

– другими словами антимонопольный орган будет сейчас определять, обоснованны ли условия контракта о котором добровольно условились сеть и поставщик, либо нет. В особенности меня заинтересовывают вопросы “передачи денег” (другими словами – обеспечительные платежи, судя по всему, исключаются) и “при условии внесения в него положений относительно продукта, в каком контрагент не заинтересован” (другими словами – принцип свободы контракта, непреклонно используемый в современном обществе (поставлю/куплю только так и никак по другому) законодателем благополучно забыт,  ему на замену пришёл принцип “торговая сеть всегда неправа”. Неплохой принцип, только вот ни к чему отличному не приведёт, ибо значительно повысит опасности сетей, с ними – издержки, а далее и цены для рядовых потребителей. Другими словами – закон, направленный на развитие торговли и снижение цен, приведёт к существенному ограничению её свободы и увеличению цен для потребителей.

 

5) пункт 3 части 1 статьи 13 выложить в последующей редакции:

 

«заключать меж собой контракт комиссииКОМИССИЯ (от лат. commissio — поручение) — орган, создаваемый для выполнения каких-либо определенных функций, контракт поручения, агентский контракт либо смешанный контракт, содержащий элементы 1-го либо всех обозначенных договоров.»;

 

– таким макаром, сеть и поставщик просто-напросто будут лишены способности для гибкого регулирования собственных правоотношенийПРАВООТНОШЕНИЕ — урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей., которые бы регулировались всем диапазоном штатского кодекса (другими словами – штатский кодекс с его веками отработанными договорами будет действовать сейчас для кого угодно, но только не для торговых сетей и не для тех камикадзе, кто отважится поставить туда собственный продукт). Таким макаром – торговая сеть не сумеет взять продукт у поставщика на комиссию (прибавьте сходу к стоимости многих продуктов двадцать-двадцать 5 процентов наценки – конкретно столько они сейчас будут стоить для потребителей только из-за того, что за самого маленького поставщика, который работает на “упрощёнке” НДС сейчас заплатит торговая сеть либо же из-за того, что торговая сеть понесёт за поставщика нового продукта опасности его реализации либо непродажи – какой смысл тогда развивать ассортиментный ряд!) Поставщик не сумеет нам поручать воплощение тех либо других действий, мы не сможем заказывать у него поставку продуктов от определённых дистрибьюторовДИСТРИБЬЮТОР (от англ. distributor) — оптовая организация, осуществляющая продажу товаров, приобретаемых по договору с определенным производителем на долгосрочной основе. Мы даже не сможем представлять его интересы в отношениях с покупателями, ведь контракт поручения тоже запрещён! Доставайте керосиновые лампы, господа! Русский ритейл силами доброжелателей из 20 первого века уверенно шагает в восемнадцатый!

 

6) Про двадцатипятипроцентную долю на рынке, выше которой сеть не может находиться в районеРАЙОН — название низовой административно-территориальной единицы в большинстве субъектов РФ, а также в Беларуси, Казахстане, на Украине и в некоторых других государствах либо субъекте РФ, хотелось бы, при всей абсурдности её, сказать, что в неё не врубается грозная система потребкооперации, сохранившаяся мастодонтом с русских времён и – уж вот вправду – являющаяся монополистов чуть не в большинстве маленьких городовГОРОД — населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. и сельских районов страны! другими словами – их толика считаться не будет, а будет считаться только толика “неофитов”. при том, что никто так и не растолковал, почему 20 четыре процента – это добро, а 20 6 – грабительски много. “Пальцемплюнутопотолочное право”, судя по всему, умопомрачительно комфортная штука для создателя законопроекта. Тем паче, что толика определяет только “белоснежный” объём торговли,  в отношении данных, имеющихся у госкомстата (а с этими данными и продуктовый ларёк имеет все шансы стать монополистом!).

 

7)  в части 2 статьи 16 слова «статьями 13 -15» поменять словами «статьями 9, 13 – 15»;

Антимонопольные органы сейчас наделяются правом смотреть также и за нормами штатского законодательства – положениями о нормах, включаемых в договоры поставки продовольственных продуктов в сеть!

 

и, в конце концов, чтоб жизнь мёдом не казалась:

 

8) часть 3 статьи 16 выложить в последующей редакции:

 

«3. Антимонопольный орган при выявлении нарушений требований, предусмотренных статьями 9, 13 – 15 реального Федерального закона, принимает конструктивные меры в согласовании с Федеральным законом «О защите конкуренцииКОНКУРЕНЦИЯ (позднелат. concurrentia, от concurrere — сталкиваться) — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях»;

 

Другими словами – всё приобретенное по этим “нелегальным” договорам может быть изъято в доход страны, а на нарушителей – наложены штрафыШТРАФ (нем. Strafe) — денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором. до 5 миллионов рублей за каждое нарушение!

 

Выводы:

1. Проект закона не соответствует основополагающим конституционным принципам российской экономики: равенство всех форм принадлежности, свобода контракта, свобода торговли.

2. Проект закона не соответствует интересам малого бизнеса, потребителей.

3. Проект закона ни в коей мере не соответствует принципам функционирования современной розничной торговли, он практически неприменим к имеющимся рыночным отношениям, его введение приведёт к значительному усилению коррупцииКОРРУПЦИЯ (от лат. corruptio — разложение, подкуп) — общественно опасное явление в сфере политики или гос. управления, выражающееся в умышленном использовании лицами на уровне среднего менеджерского персонала торговых сетей и поставщиков.