Оговорка о общественном порядке. (ст. 1193 гк рф).

 

Савинова Майя Павловна
Саратовская муниципальнаяМУНИЦИПАЛЬНЫЙ — относящийся к местным самоуправлениям. юридическая академия
Факультет магистратуры
e-mail: hello251127@yandex.ru, 
телефон: 8-987-357-81-45
 Научный управляющий: к.ю.н. Доцент кафедры  гражданского и интернационального праваПРАВО — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право), либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, императив, стоящий над государством и законом (естественное право). По форме закрепления, источникам происхождения, сфере деятельности и другим основаниям различают П. писаное (статутное, прецедентное) и неписаное (обычное), светское и религиозное, национальное и международное. П. как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (см., напр., гражданское право, конституционное право, семейное право, трудовое право, уголовное право), подотрасли (авторское право, наследственное право и др.), межотраслевые комплексы юридических норм (банковское право, предпринимательское право). В сравнительном правоведении П. делят на правовые системы (т. н. правовые семьи): романо-германскую (континентальную), англо-американскую, мусульманскую, традиционную и социалистическую; 2) в субъективном смысле вид и мера возможного поведения лица, гос. органа, народа, государства или иного субъекта (юридическое право). Шугурова Ира Викторовна.
 

 

Обмолвка о общественном порядке. (ст. 1193 ГК РФ).

Согласно ст. 1193 ГК РФ норма зарубежного права не применяется в случаеСЛУЧАЙ — в гражданском праве обстоятельство, наступившее без вины должника и кредитора и отрицательно отразившееся на исполнении обязательства., если последствия ее внедрения очевидно противоречили бы основам правопорядка (общественному порядку) Российской ФедерацииФЕДЕРАЦИЯ (фр. federation, от позднелат. federatio — объединение, союз) — форма гос. устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из гос. образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью..

Сущность обмолвки заключается в том, что избранное на базе российскей коллизионной нормы зарубежное право не применяется, и личные права, возникшие под действием зарубежного права, не получают защиты, если такое применение либо такая защита противоречат общественному порядку данного страны. К примеру, по российской коллизионной норме условия бракаБРАК — в семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов определяются по национальному закону брачующихся. В Йемени можно выходить замуж с 9 лет. данное право противоречит российскому законодательствуЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — 1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании органами гос. власти законов; 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство и т. д.)., поэтому  схожий брак в ЗАГСе  в российском зарегистрирован быть не может.

К основам правопорядка (общественному порядку) относятся, к примеру, базы публичного строя русского страны, базы морали, главные религиозные постулаты, главные экономические и культурные традиции, сформировавшие русское штатское общество, также основополагающие принципы русского права, включая главные начала штатского права, что не однократно подтверждается судебной практикой.  

Что касается права забугорный государствГОСУДАРСТВО — 1) в теории права — определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий — механизм Г., его аппарат; 2) понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (иной территориально-политической единицы) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т. п.); 3) как субъект международного права — основной участник международных отношений. Г. как субъект международного права включает в себя Г. как политическую организацию власти и население, которым принадлежит определенная территория. На международной арене Г. как политическая организация власти, особенно в лице его высших органов, выступает в качестве официального представителя Г. как субъект международного права. Основным характеризующим качеством Г. как субъекта международного права является суверенитет., то ст. 17 Закона о международном личном праве Швейцарии 1981 г говорит: «Иностранное право не применяется, если последствия его внедрения несовместимы со швейцарским общественным порядком». По другому аналогичное правилоПРАВИЛА — форма нормативного правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности было сформулировано в действующем Вводном законе к Германскому штатскому уложению: «Какая-либо правовая норма другого страны не применяется, если ее применение ведет к результату, который очевидно несовместим с существенными принципами германского права. Она в особенности не применяется, если это применение несовместимо с основными правами».

Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязанностям, 1980 г. содержит последующую обмолвку о общественном порядке: «В применении нормы права хоть какой страны, определяемой истинной Конвенцией, может быть отказано исключительно в том случае, если такое применение очевидно не соответствует общественному порядку (ordre public) судаСУД — орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства» (ст. 16).

В отношениях меж странами СНГ Кишиневская конвенция 2002 г. предугадывает возможность отказа в признании и выполнении решения по штатским и семейным делам, вынесенного в другой стране в случае, если «признание и выполнение решения противоречит общественному порядку запрашиваемой Договаривающейся Стороны» (ст. 59).

Приведенные примеры свидетельствуют о наличии в современном законодательстве тенденции аккуратного, взвешенного подхода к определению обмолвки о общественном порядке.

Что касается русского законодательства можно привести последующие примеры:

1.                     В ГПК РФ в качествеКАЧЕСТВО — совокупность свойств (технико-экономических и эстетических), обусловливающих способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением вещи, продукции основания для отказа в принудительном выполнении либо в признании решения зарубежного суда указан, а именно, случай, когда выполнение решения может нанести вредВРЕД — в гражданском праве умаление, уничтожение субъективного гражданского права или блага. суверенитету Рф, либо грозит ее безопасности, или противоречит общественному порядку РФ (п. 5 ч. 1 ст. 412 ГПК РФ). В признании и выполнении решений зарубежных третейских судов (арбитражАРБИТРАЖ — способ разрешения экономических и трудовых споров, состоящий в передаче спора на рассмотрение избранному (назначенному) сторонами третейскому суду) может быть отказано, если это признание и выполнение противоречат общественному порядку РФ (п. 2 ч. 1 ст. 417 ГПК РФ)[1].

2.                     Статья 167 СК РФ устанавливает, что «нормы зарубежного домашнего права не используются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (общественному порядку) РФ. В данном случае применяется законодательство РФ»[2].

Согласно Проекту ГК РФ в ст. 1193 ГК РФ вводится  дополнительный аспект для решения вопроса о применении нормы зарубежного права, последствия которого могут очевидно противоречить общественному порядку РФ, им станет нрав отношений, осложненных зарубежным элементом.

Такие конфигурации могут привести к расширению пределов усмотрения суда при определении вопроса о допустимости внедрения нормы зарубежного права, которым должны по выборуВЫБОРЫ — способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования. сторон либо в силу закона регулироваться правоотношения.

Лучше некое уточнение положений статьи 1193 ГК в целях более точного определения критерий, при которых может быть отказано в применении норм зарубежного права. В государственном законодательстве и судебной практике ряда стран, проводится различие меж общественным порядком, применимым в чисто внутренних отношениях, и общественным порядком, используемым при регулировании отношений, осложненных зарубежным элементом. При сохранении общей гибкости защитного механизма обмолвки о общественном порядке целенаправлено предугадать соответственное уточнение и в статье 1193, указав, что ее применение осуществляется с учетом усложненности отношений зарубежным элементом.

 Так же, обмолвка о общественном порядке в контексте регулирования отношений, осложненных зарубежным элементом, также содержится в Семейном кодексеКОДЕКС (от лат. codex — собрание законов) — сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественные отношения Российской Федерации (статья 167), но при всем этом не содержит предусмотренных в статье 1193 ГК положений, выделяющих исключительность этого защитного механизма. В этой связи целенаправлено внести надлежащие конфигурации в Домашний кодекс.

 

 

 

 



[1] Штатский процессуальный  Кодекс Российской Федерации. М , Изд-во ЭКСМО. 2012.

[2] Семейный  Кодекс Российской Федерации. М., Изд-во ЭКСМО. 2012.