О внесении конфигураций в отдельные законодательные акты рф в части

Федеральный законЗАКОН — 1) в точном смысле юридический акт, принятый высшим представительным органом гос. власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении конфигураций в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия нелегальным денежным операциям" (дальше — Закон N 134-ФЗ) предугадывает конфигурации, связанные с пресечением нелегальных денежных операций и борьбой с "фирмами-однодневками". На это, а именно, указывалось в объяснительной записке к законопроектуЗАКОНОПРОЕКТ — текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения на рассмотрение законодательного органа или на референдум., который был принят в качестве Закона N 134-ФЗ.

Упомянутые нововведения затронули более чем 20 федеральных законов, включая:

— Штатский кодексКОДЕКС (от лат. codex — собрание законов) — сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественные отношения РФ;

— Налоговый кодекс РФ;

— Уголовный кодекс РФ;

— Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

— Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализацииЛЕГАЛИЗАЦИЯ — 1) разрешение деятельности какой-либо организации, ее узаконение, придание юридической силы какому-либо акту, действию; 2) подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей. Л., как правило, подлежат документы, составленные за границей или предназначенные для действия в зарубежном государстве; производится в форме удостоверительной надписи консула (консульская Л.). См. также Апостиль. (отмыванию) доходов, приобретенных криминальным методом, и финансированию терроризма" (дальше — Закон о противодействии криминальным доходам);

— Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банкахБАНК — по законодательству РФ кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц и банковской деятельности" (дальше — Закон о банках);

— Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (дальше — Закон об организации страхового дела);

— Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (дальше — Закон о рынке ценных бумаг);

— Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О гос регистрации юридических лиц и личных бизнесменов" (дальше — Закон о гос регистрации);

— Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротствеБАНКРОТСТВО — в законодательстве РФ синоним несостоятельности.)" (дальше — Закон о банкротстве) и другие нормативные правовые акты.

Закон N 134-ФЗ кроме отдельных положенийПОЛОЖЕНИЕ — нормативный правовой акт, детально регламентирующий правовой статус, организацию, порядок деятельности определенных гос. органов, организаций и учреждений или системы однородных органов, учреждений, организаций, а также определяющий их взаимоотношения с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами. вступил в силу 30 июня 2013 г.

С переменами в налоговом законодательстве, внесенными Законом N 134-ФЗ, можно ознакомиться в обзоре "КонсультантПлюс: Правовые анонсы. Особый выпуск. "В целях выявления и пресечения нелегальных денежных операций расширены возможности налоговых органов и введены новые обязанности налогоплательщиков" <<<

1. Введение дополнительных мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных криминальным методом

Сначала следует указать на то, что Закон N 134-ФЗ существенно ужесточил контроль за легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных криминальным методом.

Из определения легализации (отмывания) таких доходов исключено положение о том, что данное понятиеПОНЯТОЙ — не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем или прокурором для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ст. 60 УПК РФ). не применяется к ряду злодеяний экономического нрава (ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ). В новейшей редакции Закона о противодействии криминальным доходам не предусматривается никаких исключений для квалификации отдельных действий в качестве легализации (отмывания) упомянутых доходов (абз. 3 ст. 3 Закона о противодействии криминальным доходам). Тем значительно расширена областьОБЛАСТЬ — 1) в Российской империи административная единица, расположенная на приграничной территории и на землях казачьих войск, соответствует губернии. Обычно входила в генерал-губернаторства; 2) в СССР — основная административно-территориальная единица со времени административно-территориальной реформы 1923—1929 гг.; 3) один из шести видов субъектов РФ. Образуются на территориальной основе. На начало 2005 г. в состав РФ входило 49 О. В соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 5) О. имеет свой устав и законодательство; деятельности, характеризуемая уголовным законом как криминальная.

Согласно Закону о противодействии криминальным доходам под легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных криминальных методом, понимается придание правомерного вида владениюВЛАДЕНИЕ — в гражданском праве фактическое обладание вещью, создающее возможность непосредственного воздействия на вещь., использованию либо распоряжению валютными средствами либо другим имуществом, приобретенными в итоге совершения злодеяний. В науке уголовного праваПРАВО — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право), либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, императив, стоящий над государством и законом (естественное право). По форме закрепления, источникам происхождения, сфере деятельности и другим основаниям различают П. писаное (статутное, прецедентное) и неписаное (обычное), светское и религиозное, национальное и международное. П. как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (см., напр., гражданское право, конституционное право, семейное право, трудовое право, уголовное право), подотрасли (авторское право, наследственное право и др.), межотраслевые комплексы юридических норм (банковское право, предпринимательское право). В сравнительном правоведении П. делят на правовые системы (т. н. правовые семьи): романо-германскую (континентальную), англо-американскую, мусульманскую, традиционную и социалистическую; 2) в субъективном смысле вид и мера возможного поведения лица, гос. органа, народа, государства или иного субъекта (юридическое право). последние определяются как предикатные злодеяния, другими словами предыдущие легализации денег. Другими словами, до того как установить факт отмывания доходов, нужно обосновать, что они были получены в итоге совершения предикатного злодеяния. Но до принятия Закона N 134-ФЗ законодатель не все злодеяния относил к предикатным. К примеру, такими не были бы невозвращение из-за границы зарубежной валютыВАЛЮТА (ит. valuta, букв. — стоимость) — 1) денежная единица, лежащая в основе денежной системы государства (напр., рубль — в России, доллар в США); 2) тип денежной системы государства (В. золотая, В. Бумажная); 3) денежные знаки зарубежных стран (банкноты, казначейские билеты, монеты), кредитные и платежные документы (векселя, чеки и др.), используемые в международных расчетах (иностранная В.). См. также Валюта РФ, Валютные ценности. в большом размере (ст. 193 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), налоговые злодеяния (ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ). Уголовщина за отмывание денег, приобретенных криминальных методом, установлена в ст. ст. 174, 174.1 УК РФ.

Обратим внимание, что в юридической науке к вопросу о включении либо невключении составов злодеяний (а именно, налоговых) в понятие легализации сложилось два концептуальных подхода.

Согласно первому деньгиДЕНЬГИ — денежные знаки в виде банкнот и монет, один из объектов гражданских прав., которые приобретены методом совершения не предикатных правонарушений, легализовать нельзя. Разъясняется это последующим. В согласовании со ст. ст. 174, 174.1 УК РФ в итоге совершения злодеяния деньги либо другое имущество должны приобретаться, т.е. наращивать имущество виноватого лица. Меж тем деяния, не отнесенные законодателем к числу предикатных, приводят к криминальному неуменьшению, сохранению прежних размеров имущества.

Сторонники второго подхода считают предикатными и те категории злодеяний, которые составляли исключения по действовавшему до недавнешнего времени уголовному законодательству. В защиту данной позиции можно привести такие аргументы: при совершении злодеяний, упомянутых в ст. ст. 193, 194, 198 — 199.2 УК РФ, виноватое лицо также приобретает нелегальный доход, только другим методом. К примеру, при уклонении от уплаты налоговНАЛОГ — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. либо таможенных платежей происходит повышение имущества правонарушителя за счет тех средств, которые должны были поступить в доход страны. Другими словами, виноватое лицо держит то, что ему не принадлежит.

Кроме этого, ратифицированные Россией международно-правовые акты предоставляют национальному законодателю возможность в определенных рамках самому решать, какие злодеяния должны рассматриваться в качестве предикатных для ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, а какие — нет. К примеру, положения ст. 6 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000) устанавливают, что каждое правительствоПРАВИТЕЛЬСТВО — высший коллегиальный исполнительный орган государства. в отношении криминализации отмывания доходов от злодеяний должно стремиться к регламентации самого широкого круга главных (предикатных) правонарушений. Как следует, нет никаких препятствий к тому, чтоб в качестве предикатных рассматривать злодеяния, составы которых установлены в ст. ст. 193, 194, 198 — 199.2 УК РФ.

До вступления в силу Закона N 134-ФЗ законодатель управлялся первым из нареченных подходов. Но с принятием данного закона в определении предикатных злодеяний применяется 2-ой подход, как более отвечающий публичной угрозы отмывания криминальных доходов.

Не считая того, Закон N 134-ФЗ наращивает сферу деяния законодательства о противодействии легализации (отмыванию) криминальных доходов тем, что расширяет список организаций, осуществляющих операции с валютными средствами либо другим имуществом (ст. 5 Закона о противодействии криминальным доходам). В данный список включены последующие лица:

— страховые брокерыБРОКЕР (англ. broker) — посредник на рынке ценных бумаг (фондовой бирже) или на товарной бирже, выполняющий функции по купле-продаже ценных бумаг или биржевого товара от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента.;

— общества обоюдного страхования;

— негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на воплощение деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

— операторы связи, имеющие право без помощи других оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

Таким макаром, на перечисленные организации также будут распространяться требования Закона о противодействии криминальным доходам и других нормативных актов, принятых в согласовании с ним.

Часть 2 ст. 5 Закона о противодействии криминальным доходам в новейшей редакции предугадывает, что те же права и обязанности распространяются на личных бизнесменов, если они:

— являются страховыми брокерами;

— производят скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камешков, ювелирных изделий из их и лома таких изделий;

— оказывают посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи неподвижного имущества.

Суровым изменениям подверглись меры по противодействию легализации (отмыванию) криминальных доходов. Так, кредитные организации наделены правом не только лишь отрешиться от заключения контрактаКОНТРАКТ (лат. contractus) — 1) синоним понятия «договор» применительно к гражданским и трудовым правоотношениям; банковского счета (вклада) с физическим либо юридическим лицом в случаях, предусмотренных Законом о противодействии криминальным доходам, да и при определенных обстоятельствах расторгнуть контракт банковского счета (вклада). Последнее может быть, если в течение календарного года приняты два и поболее решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Предпосылкой отказа может быть непредставление клиентом нужных документовДОКУМЕНТ — материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве. либо наличие у кредитной организации оснований считать такую операцию подозрительной (п. п. 5.2, 11 ст. 7 Закона о противодействии криминальным доходам). Право отрешиться от заключения контракта банковского счета (вклада) у кредитных организаций имелось и ранее, но оно имело более формальные основания, чем те, которые предоставляются Законом N 134-ФЗ. Последний предугадывает, что для такового отказа довольно только подозрений о том, что целью заключения контракта является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, приобретенных криминальным методом, либо финансирования терроризма.

Не считая того, Закон N 134-ФЗ вводит дополнительные правовые инструменты, которые могут быть применены в целях пресечения упомянутой деятельности. К ним относится возможность блокирования (замораживания) денег либо другого имущества организаций либо физических лиц (ст. 7.4 Закона о противодействии криминальным доходам).

Обозначенные меры могут применяться при отсутствии оснований для включения соответственных организаций и физических лиц в список организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности либо терроризму, но имеются достаточные основания подозревать их в причастности к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма). Определять, как достаточны основания для подозрений, предстоит междуведомственному координационному органу, осуществляющему функции по противодействию финансирования терроризма (абз. 2 п. 1 ст. 7.4 Закона о противодействии криминальным доходам). Аспекты либо основания для выдвижения схожих подозрений в текущее время не формализованы ни в законодательстве, ни в других нормативных правовых актах.

Организация, осуществляющая операции с валютными средствами либо другим имуществом, должна не пореже чем один раз в три месяца инспектировать наличие посреди собственных клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых использованы или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денег либо другого имущества, и информировать о результатах таковой проверки Росфинмониторинг (подп. 7 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии криминальным доходам).

В связи с принятием Закона N 134-ФЗ изменениям подверглись положения о контроле над конечными получателями денег. Ранее в Законе о противодействии криминальным доходам говорилось только о выгодоприобретателе как о лице, к выгоде которого действует клиент организации, осуществляющей операции с валютными средствами либо другим имуществом, при проведении соответственных операций. Законом N 134-ФЗ введено новое понятие — "бенефициарный обладатель". Под ним следует осознавать физическое лицо, которое в конечном счете прямо либо косвенно (через третьих лиц) обладает (имеет преобладающее роль более 25 процентовПРОЦЕНТЫ — предмет обязательства, дополнительного к ряду других (возврата займа, кредита, неосновательно полученного или сбереженного и т. п.), предусматривающих уплату денежных сумм по наступлении определенного срока, выражаемый в сотых частях суммы основного денежного обязательства. в капитале) клиентом — юридическим лицом или имеет возможность держать под контролем деяния клиента (абз. 13 ст. 3 Закона о противодействии криминальным доходам).

Организации, осуществляющие операции с валютными средствами либо другим имуществом, должны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификацииИДЕНТИФИКАЦИЯ — в криминалистике опознание лица или вещи на основании неизменяемых признаков бенефициарных хозяев и применению к ним предусмотренных законом требований (абз. 14 ст. 3, подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии криминальным доходам).

Любопытно отметить, что если в итоге предпринятых мер по идентификации бенефициарный обладатель не будет выявлен, то им может быть признан единоличный исполнительный орган клиента (абз. 5 подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии криминальным доходам). Но условия такового признания в Законе о противодействии криминальным доходам не установлены. Тем, как можно судить, единоличные исполнительные органы стимулируются к раскрытию инфы о бенефициарных обладателях.

Законом N 134-ФЗ также установлено, что организация, осуществляющая операции с валютными средствами либо другим имуществом, должна предоставлять по запросу Росфинмониторинга информациюИНФОРМАЦИЯ — один из видов объектов гражданских прав, предусмотренных ст. 128 ГК РФ об операциях бенефициарных хозяев клиентов. Объем, нрав и порядок ее предоставления определяются Правительством РФ. Кредитные организации должны, не считая этого, предоставлять сведения о движении средств по счетам (вкладам) собственных клиентов в порядке, установленном Банком Рф по согласованию с Росфинмониторингом (абз. 1 подп. 5 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии криминальным доходам).

Необходимо подчеркнуть, что на необходимость раскрытия инфы о больших собственниках акцийАКЦИЯ (от лат. actio — распоряжение, позволение, претензия) — в материальном значении право на участие в акционерном обществе, а именно: а) право на часть прибыли от деятельности общества в виде дивиденда; б) право на участие в разделе имущества общества при его ликвидации; в) право на участие в управлении делами общества. Прочие права владельцев А. (акционеров), напр. на информацию о деятельности общества, имеют вспомогательное значение. В формальном значении А. — документ установленной формы (ценная бумага в собственном смысле слова), удостоверяющий право на участие в акционерном обществе. и бенефициарных обладателях русских эмитентов указывалось еще в Распоряжении Правительства РФ от 01.06.2006 N 793-р "Стратегия развития денежного рынка на 2006 — 2008 годы", но тогда решение трудности виделось связанным с уточнением понятия "аффилированные лица".

2. Конфигурации в законодательстве о гос регистрации юридических лиц

Закон N 134-ФЗ предугадывает несколько новелл, имеющих антирейдерский нрав.

Эффективность введения таких норм в действующее законодательство декларируется в п. п. 2.1, 2.2 разд. III Концепции развития штатского законодательства Российской Федерации, в какой обозначено, что сочетание правовых инструментов позволит понизить количество корпоративных захватов, "фирмФИРМА — 1) синоним понятия фирменное наименование; 2) в деловом и юридическом языке синоним понятия коммерческая организация (в законодательстве РФ часто используются понятия "аудиторская Ф.", "консультационная Ф.", "иностранная Ф.").-однодневок", случаев регистрации юридических лиц по украденным либо потерянным документам.

Так, в связи с принятием Закона N 134-ФЗ п. 3 ст. 51 ГК РФ предугадывает обязанность регистрирующего органа инспектировать достоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Не считая того, заинтересованным лицам в установленном порядке будет заранее сообщаться о внесении каких-то конфигураций в утомившись юридического лица либо другие сведения, находящиеся в ЕГРЮЛ, если такие конфигурации затрагивают их интересы (п. 4 ст. 51 ГК РФ). Упомянутые лица сумеют навести в регистрирующий орган письменные возражения относительно грядущих конфигураций устава юридического лица либо сведений в ЕГРЮЛ (абз. 2 п. 4 ст. 51 ГК РФ).

Появившийся в этой ситуации спор будет разрешать регистрирующий орган, который воспримет решение или о внесении нужных конфигураций, или об отказе в нем.

Принципиально отметить, что согласно п. 3 ст. 9 Закона о гос регистрации информация о факте представления документов в регистрирующий орган будет располагаться на официальном веб-сайте последнего не позже рабочего денька, последующего за деньком получения документов.

Закон N 134-ФЗ установил новые основания для отказа в гос регистрации (подп. "к" — "р" п. 1 ст. 23 Закона о гос регистрации). Сейчас решение об отказе может быть мотивировано также последующими причинами:

— сведения об удостоверяющем личность русского гражданинаГРАЖДАНИН — лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. документе, обозначенные в заявлении о гос регистрации, не соответствуют сведениям, приобретенным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу либо подмену таких документов;

— регистрирующим органом получены возражения физического лица относительно грядущего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ;

— в течение срока, установленного для госрегистрации, но до внесения записи в ЕГРЮЛ либо принятия решения об отказе в госрегистрации в регистрирующий орган поступил судебный акт либо акт судебного пристава-исполнителяИСПОЛНИТЕЛЬ — 1) один из видов соучастников преступления. И. признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных УК РФ (ч. 2 ст. 33 УК РФ); 2) актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в т. ч. эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер (Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.). То, что создается в результате их творческой деятельности, называется "исполнение" или "постановка". Смежное право И. возникает с момента первого исполнения. См. также Смежные права; 3) организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, содержащий запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

— физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, либо физическое лицо, регистрируемое в качестве личного бизнесмена, на основании вступившего в силу приговораПРИГОВОР — решение, вынесенное судом в заседании по вопросу виновности или невиновности подсудимого и о применении или неприменении к нему наказания. суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, и таковой срок не истек;

— физическое лицо, имеющее право без доверенностиДОВЕРЕННОСТЬ — письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), дисквалифицировано в связи со вступившим в силу постановлением по делу об административном правонарушенииАДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Конкретные составы А. п. предусмотрены в КоАП РФ и законах об А. п. субъектов РФ., и срок данного административного наказания не истек;

— личный бизнесмен, являющийся управляющим юридического лица, дисквалифицирован в связи со вступившим в силу постановлением по делу об административном правонарушении, и срок данного административного наказания не истек;

— регистрирующий орган располагает подтвержденной информацией о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений об адресе (месте нахождения) повсевременно действующего исполнительного органа юридического лица.

Необходимо подчеркнуть, что практика применений обозначенных оснований частично уже существует. Так, суды в ряде всевозможных случаев отказывают в гос регистрации данных о месте нахождения хозяйственного общества, если единоличный исполнительный орган не находится по адресу, обозначенному в заявлении. Но есть примеры обратной позиции по данному вопросу.

Меняется значение ЕГРЮЛ. В п. 2 ст. 51 ГК РФ сейчас указывается, что лицо, радиво полагающееся на данные, отраженные в этом реестре, вправе исходить из того, что они соответствуют реальным происшествиям. При всем этом юридическое лицо не может ссылаться на сведения, не отраженные в ЕГРЮЛ, в отношениях с лицом, полагавшимся на данные из реестра, также указывать на недостоверность содержащихся в реестре данных. Исключение предвидено только для случаев, когда недостоверные сведения о юридическом лице внесены в ЕГРЮЛ в итоге неправомерных действий третьих лиц либо другим методом кроме воли самого юридического лица.

Закон N 134-ФЗ предугадывает, что юридическое лицо должно будет компенсировать убытки, причиненные другим участникам штатского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления либо представления недостоверных данных о нем в единый муниципальныйМУНИЦИПАЛЬНЫЙ — относящийся к местным самоуправлениям. реестр юридических лиц.

Новенькая редакция ст. 51 ГК РФ допускает возможность признания недействительной гос регистрации юридического лица в связи с допущенными при его разработке грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неискоренимый нрав. Не считая того, включенные в ЕГРЮЛ данные о юридическом лице могут быть оспорены в суде, если они недостоверны либо включены в упомянутый реестр с нарушением закона (п. 6 ст. 51 ГК РФ).

В п. 7 ст. 51 ГК РФ сейчас прямо обозначено, что убытки, причиненные нелегальным отказом в гос регистрации юридического лица, уклонением от регистрации, включением в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице или нарушением порядка гос регистрации, предусмотренного Законом о гос регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного муниципального органа, подлежат возмещению за счет казныКАЗНА —1) средства соответствующего бюджета и иное гос. имущество, принадлежащее РФ, субъекту РФ на праве собственности, не закрепленное за гос. предприятиями и учреждениями, образует соответственно гос. К. РФ, К. субъекта РФ (п. 4 ст. 214 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, образует муниципальную К. соответствующего муниципального образования. К имуществу К. РФ относятся средства федерального бюджета, Пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования и других гос. внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ, золотой запас, алмазный и валютный фонды. Федеральное казначейство РФ согласно Положению о нем организует и осуществляет ведение операций по учету гос. К. РФ; 2) по законодательству ряда стран К. — субъект гражданского права, не совпадающий с государством. Российской Федерации. Данная норма дополняет положение, закрепленное в п. 2 ст. 24 Закона о гос регистрации.

Необходимо подчеркнуть, что идентичные конфигурации законодательства предлагалось произвести методом принятия проекта Федерального закона N 47538-6/2 "О внесении конфигураций в главу 4 части первой Штатского кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", но вступление в силу Закона N 134-ФЗ обогнало эти планы.

О реформировании законодательства о регистрации юридических лиц в рамках реформы штатского законодательства подробнее см.: КонсультантПлюс: Правовые анонсы. Особый выпуск "Комментарий к проекту конфигураций Штатского кодекса Российской Федерации (Законопроект N 47538-6/2)" <<<

3. Ограничения на роль в управлении некими видами юридических лиц

Закон N 134-ФЗ заносит бессчетные схожие по содержанию конфигурации в отдельные федеральные законы, связанные с введением ограничений на занятие должностейДОЛЖНОСТЬ — установленная в определенном порядке первичная структурная единица штатного расписания той или иной гос. или негос. организации, определяющая содержание и объем полномочий в разных юридических лицах, также контролем за такими назначениями. Необходимо подчеркнуть, что подобные меры по контролю по сей день действовали только в отношении кредитных организаций (ст. 16 Закона о банках).

Например, согласно ст. 3 Закона N 134-ФЗ управляющим (единоличным исполнительным органом) субъекта страхового дела, его основным бухгалтеромБУХГАЛТЕР — должностное лицо, ответственное за финансовый учет и отчетность организации, членом совета директоров (наблюдательного совета) либо членом коллегиального исполнительного органа не могут быть:

— лица, осуществлявшие функции единоличного исполнительного органа денежных организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у их были аннулированы (отозваны) лицензии на воплощение соответственных видов деятельности, либо нарушений, повлекших приостановление деяния обозначенных лицензий и их аннулированиеАННУЛИРОВАНИЕ (аннуляция) (от лат. annullo — уничтожаю) — отмена, объявление недействительным какого-либо акта, договора, прав или полномочий (отзыв) вследствие неустранения этих нарушений, если со денька такового аннулирования (отзыва) прошло наименее 3-х лет;

— лица, в отношении которых не истек срок деяния административного наказания в виде дисквалификацииДИСКВАЛИФИКАЦИЯ — в РФ одно из административных наказаний; может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в т. ч. к арбитражным управляющим. Заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Д. назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет.;

— лица, имеющие неснятую либо непогашенную судимость за злодеяния в сфере экономической деятельности либо злодеяния против гос власти.

Не считая того, п. 7 ст. 32.1 Закона об организации страхового дела предугадывает, что действующий член совета директоров (наблюдательного совета) при пришествии обозначенных выше событийСОБЫТИЯ — один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений. считается выбывшим со денька вступления в силу соответственного решения уполномоченного органа или суда.

Другие ограничения установлены Законом N 134-ФЗ в отношении участников (акционеровАКЦИОНЕР — владелец акций, получающий прибыль по ним в виде дивидендов.) страховой организации. Так, в п. 8 ст. 32.1 Закона об организации страхового дела определено, что физическое лицо, имеющее неснятую либо непогашенную судимость за грех в сфере экономической деятельности либо грех против гос власти, не вправе прямо либо косвенно (через подконтрольных ему лиц) без помощи других либо вместе с другими лицами, связанными с ним договорами, предметом которых является воплощение прав, удостоверенных акциями (толиками) страховой организации, получать право распоряжения 10 и поболее процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (толики), составляющие уставный капитал страховой организации.

Если какое-либо лицо получило право подобного распоряжения 10 и поболее процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (толики), составляющие уставный капитал страховой организации, то оно должно навести извещение страховой организации и ФСФР Рф (п. 9 ст. 32.1 Закона об организации страхового дела).

Если страховая организация не получила такового извещения либо обозначенное лицо не соответствует установленным требованиям, то оно вправе распоряжаться только количеством голосов, приходящихся менее чем на 10 процентов упомянутых акций (толикой) (п. 11 ст. 32.1 Закона об организации страхового дела). Другие акции (толики), принадлежащие данному лицу, при определении кворумаКВОРУМ (лат. quorum) — наименьшее количество членов собрания, при котором оно считается законным и может принимать имеющие силу решения для проведения общего собрания акционеров (участников) страховой организации не учитываются.

Повышенное внимание следует направить на ограничения права использования и распоряжения своим имуществом, установленные для физических лиц, имеющих судимость по определенным злодеяниям.

Эти нормы права, вводящие запреты на роль в управлении хозяйственным обществом, также на возможность использования и распоряжения имущественными правами, которые принадлежат лицам с судимостью за определенные злодеяния, являются беспримерными для русского законодательства. Схожие положения можно найти в п. 6 ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществахАКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО — по гражданскому законодательству РФ общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники А. о. (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Одна из организационно-правовых форм юридических лиц.", но этой нормой защищаются интересы миноритарных акционеров, тогда как нововведения Закона N 134-ФЗ практически дополняют правовые последствия установления судимости по определенным составам злодеяний. В этой связи также может появиться вопрос об оборотной силе положений законодательства, предусматривающих ограничения способности воспользоваться и распоряжаться имуществом лица в связи с наличием у него судимости.

Схожие конфигурации Законом N 134-ФЗ были внесены и в другие федеральные законы:

— Закон о рынке ценных бумаг;

— Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об вкладывательных фондах";

— Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

Необходимо подчеркнуть, что в согласовании со ст. 11 Закона N 134-ФЗ в Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О денежной арендеАРЕНДА (польск. arenda) — основанное на договоре срочное владение и пользование (или только пользование) имуществом за плату. Синоним — имущественный наем. (лизинге)" были внесены конфигурации, согласно которым лицо, имеющее неснятую либо непогашенную судимость за грех в сфере экономической деятельности либо грех против гос власти, не может являться:

— управляющим (лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа) лизинговой компании;

— членом совета директоров (наблюдательного совета) лизинговой компании;

— членом коллегиального исполнительного органа лизинговой компании;

— основным бухгалтером лизинговой компании.

4. Конфигурации в законодательстве о банкротстве

Закон N 134-ФЗ устанавливает презумпциюПРЕЗУМПЦИЯ (лат. praesumptio) — предположение, признаваемое достоверным, пока не будет доказано обратное того, что несостоятельность (банкротство) юридического лица наступила вследствие действий и (либо) бездействия контролирующих должникаДОЛЖНИК — в гражданском праве сторона, обязанная совершить в пользу другой стороны — кредитора — определенное действие (передать имущество, выполнить какую-либо работу и т. п.) или воздержаться от определенного действия. лиц при наличии 1-го из последующих событий:

— причинение вреда имущественным правам кредиторов в итоге совершения лицом либо в пользу этого лица или одобрения таким лицом одной либо нескольких сделок должника, включая сделкиСДЕЛКИ — действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей., обозначенные в ст. ст. 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве;

— отсутствие определенных документов бухгалтерского учета и (либо) отчетности либо их неполнота или искажение к моменту вынесения определения о внедрении наблюдения либо принятия решения о признании должника нулем, в итоге чего значительно затруднено проведение процедурПРОЦЕДУРА (фр. procedure, от лат. procedo — продвигаюсь) — установленный порядок ведения, рассмотрения каких-либо дела, используемых в деле о банкротстве.

По последнему из обозначенных оснований отвечает лицо, на которое возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (либо) бухгалтерской (денежной) отчетности несостоятельного должника (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).

5. Конфигурации в уголовном законодательстве

Рассматриваемым Законом вводятся дополнительные уголовно-правовые меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, приобретенных криминальным методом.

Посреди этих мер особо необходимо подчеркнуть расширение списка злодеяний, совершение которых может повлечь конфискациюКОНФИСКАЦИЯ (от лат. confiscatio — отобрание в казну) — принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью лица имущества (ст. 104.1 УК РФ).

В согласовании с Законом N 134-ФЗ такая мера может применяться к ст. ст. 174 ("Легализация (отмывание) денег либо другого имущества, обретенных другими лицами криминальным методом"), 174.1 ("Легализация (отмывание) денег либо другого имущества, обретенных лицом в итоге совершения им злодеяния") и 200.1 ("Контрабанда наличных денег и (либо) валютных инструментов") УК РФ.

Не считая того, значимые конфигурации внесены в ст. 193 УК РФ, в какой детализированы методы уклонения от выполнения обязательствОБЯЗАТЕЛЬСТВО — правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги по репатриации денег в зарубежной валюте либо в российской валюте. Также необходимо подчеркнуть, что была снижена граница большого размера, предусмотренного для этого злодеяния. Ранее она составляла 30 млн руб, после вступления в силу Закона N 134-ФЗ — 6 млн руб.

Если сумма незачисленных либо невозвращенных денег в зарубежной валюте либо валюте Российской Федерации по однократно или по не один раз в течение 1-го года проведенным денежным операциям превосходит 30 млн руб., то такое грех будет квалифицироваться как особо большое. За него предусматривается более жесткая уголовщина: лишение свободыСВОБОДА — закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (напр., свобода слова, свобода вероисповедания и т. д) на срок до 5 лет со штрафом в размере до 1-го млн. руб. либо в размере зарплаты либо другого дохода осужденного за период до 5 лет или без такого.

Уголовный кодекс РФ дополнен новейшей статьей, устанавливающей ответственность за совершение денежных операций по переводуПЕРЕВОД — текст, переведенный с одного языка на другой. денег в зарубежной валюте либо валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с внедрением подложных документов (ст. 193.1 УК РФ). Такое грех карается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. либо в размере зарплаты либо другого дохода осужденного за период от 1-го года до 3-х лет, или принудительными работами на срок до 3-х лет, или лишением свободы на срок до 3-х лет.

Законом N 134-ФЗ в Уголовный кодекс РФ вводится также новенькая статья о контрабанде наличных денег и (либо) валютных инструментов (ст. 200.1 УК РФ). Сейчас нелегальное перемещение через таможенную границу Таможенного союзаСОЮЗ — а) гос. образование с единой верховной (центральной) властью, состоящее из нескольких объединившихся государств (напр., Союзная Республика Югославия) или самоуправляющихся колоний (напр., Австралийский С.); б) общественное объединение, организация (в этом смысле используется понятие "свобода С."; в) по ГК РФ одно из названий объединений юридических лиц. в рамках ЕврАзЭС наличных денег и (либо) валютных инструментов, совершенное в большом размере, тянет наказание в виде штрафа в размере от трехкратной до десятикратной суммы нелегально перемещенных наличных денег и (либо) ценыЦЕНА — в гражданском праве одно из существенных условий некоторых видов договоров нелегально перемещенных валютных инструментов либо в размере зарплаты либо другого дохода осужденного за период до 2-ух лет, или ограничением свободы на срок до 2-ух лет, или принудительными работами на срок до 2-ух лет.

6. Конфигурации в законодательстве о правоохранительной деятельности

До принятия Закона N 134-ФЗ в ряде норм русского законодательства предусматривалось, что кредитные организации в определенных обстоятельствах выдают органам внутренних дел справки по операциям и счетам юридических лиц и людей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это делается при проведении расследований налоговых злодеяний, при выполнении правоохранительными органами функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых злодеяний, также при получении налоговыми органами соответственных запросов от зарубежных уполномоченных органов.

Законом N 134-ФЗ эти нормы были признаны утратившими силу (п. 1 ст. 1, ст. 23 обозначенного Закона).

Совместно с тем некие конфигурации внесены в Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О милицииМИЛИЦИЯ (от лат. Militia — военная служба, гражданское ополчение) — 1) нерегулярные отряды вооруженных граждан, ополчение (напр., в России конца XIX — начала XX в. иррегулярные войска на Кубани и в Дагестане, педназначенные для несения полицейской и конвойной службы); 2) в РФ — система гос. органов по охране общественного порядка, защите жизни, здоровья и прав граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, наделенных правом применения мер принуждения. М. входит в систему Министерства внутренних дел РФ; подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности." (дальше — Закон о милиции). Так, данный Закон предугадывает, что милиция вправе запрашивать и получать на безвозмездной базе от муниципальных и городских органов, публичных объединений, организаций, должностных лиц и людей сведения, справки, документы (их копии), иную нужную информацию, в том числе индивидуальные данные людей. Целевый запрос может быть ориентирован в связи с расследуемыми уголовными делами, находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о грехах, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенцииКОМПЕТЕНЦИЯ (от лат. competo — добиваюсь; соответствую, подхожу) — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного гос. органа (органа местного самоуправления) милиции.

В этой норме имеется обмолвка, что милиция не вправе запрашивать и получать такую информацию, в отношении которой федеральным законом установлен особый порядок ее получения (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о милиции).

Но Законом N 134-ФЗ из обозначенной статьи Закона о милиции было исключено упоминание о том, что при выявлении и пресечении налоговых злодеяний милиция вправе запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и людей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Не считая того, в Закон о банках были внесены конфигурации, отменяющие положение о том, что сведения, составляющие банковскую тайнуБАНКОВСКАЯ ТАЙНА — особый институт гражданского права, защищающий коммерческую тайну банков, их клиентов — юридических лиц и личную тайну вкладчиков., могут раскрываться только при пресечении и расследовании налоговых злодеяний.

В ч. 5 ст. 26 Закона о банках определено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и личных бизнесменов, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных производить оперативно-разыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению злодеяний по их запросам, направляемым в трибунал в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (дальше — Закон об ОРД), при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых либо совершенных злодеяний, также о лицах, их подготавливающих, совершающих либо совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Не считая того, ч. 5 ст. 26 Закона о банках установлено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и личных бизнесменов, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения.

Необходимо подчеркнуть, что в согласовании с новейшей редакцией Закона об ОРД (ч. 3 ст. 11) результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования:

— при реализации возможностей по контролю и надзоруНАДЗОР — одна из форм деятельности различных гос. органов по обеспечению законности. за соблюдением налогового законодательства;

— по обеспечению представления интересов страны в делах о банкротстве;

— при реализации возможностей в сфере гос регистрации юридических лиц.

Не считая того, налоговые органы были добавлены в перечень органов, имеющих право на получение результатов оперативно-розыскной деятельности (ч. 4 ст. 11 Закона об ОРД).

 

 

http:-www.consultant.ru/law/review/fed/iw2013-07-16.html