О понятии экологической информации

 

В текущее время в русском законодательствеЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — 1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании органами гос. власти законов; 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство и т. д.). отсутствует точное и конкретное определение понятия «экологической инфы», что делает определенные трудности в процессе правоприменения. Как следует, существует необходимость внесения данного определения в законыЗАКОН — 1) в точном смысле юридический акт, принятый высшим представительным органом гос. власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. Российской Федерации, т.к. это позволит решить трудности, связанные с совершенствованием и конкретизацией экологического и др. законодательства.

Многие ученые в собственных трудах пробовали сконструировать понятие «экологической инфы». Так, по воззрению М.М.Бринчука, экологическая информацияИНФОРМАЦИЯ — один из видов объектов гражданских прав, предусмотренных ст. 128 ГК РФ представляет собой массив различной инфы, которая может содержать внутри себя данные о[1]:

1) состоянии воды, воздуха, земли, земли, флоры, фауны, недр, природных ландшафтов и комплексов;

2) экологической опасности либо риске для здоровья и жизни людей, также хим, физических и био воздействиях на состояние среды и их источниках;

3) деятельности, негативно влияющей либо способной воздействовать на природные объекты и человека и мерах по охране среды, в том числе правовых, административных и других мерах;

4) о деятельности муниципальныхМУНИЦИПАЛЬНЫЙ — относящийся к местным самоуправлениям. органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны среды;

По моему воззрению, данное определение довольно много открывает сущность понятия, но создатель не перечисляет в каком виде данная информация может находится (т.е. аудиовизуальная, электрическая и т.д.), заменив только одним словом — «различная». О.Л. Дубовик также не показывает в собственном определении виды инфы и не открывает содержание понятия, оговаривая только то, что эколог. информация должна отражать процессы, происходящие в сфере взаимодействия природы и общества[2].

На мой взор, стоит обратиться к интернациональному законодательству в областиОБЛАСТЬ — 1) в Российской империи административная единица, расположенная на приграничной территории и на землях казачьих войск, соответствует губернии. Обычно входила в генерал-губернаторства; 2) в СССР — основная административно-территориальная единица со времени административно-территориальной реформы 1923—1929 гг.; 3) один из шести видов субъектов РФ. Образуются на территориальной основе. На начало 2005 г. в состав РФ входило 49 О. В соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 5) О. имеет свой устав и законодательство; охраны среды. Например, в п.3 ст.2 Конвенции «О доступе к инфы, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудиюПРАВОСУДИЕ — форма гос. деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел — об уголовных преступлениях по вопросам, касающимся среды» экологическая информация определяется как всякую информацию в письменной, аудиовизуальной, электрической либо хоть какой другой вещественной форме о:

а) состоянии частей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, био обилие и его составляющие и взаимодействие меж этими элементами;

b) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, также деятельность либо меры, включая административные меры, соглашенияСОГЛАШЕНИЕ — 1) в праве широко используется как равнозначное понятие "договор", "контракт", "международный договор", "конвенция"; в области среды, политику, законодательство, планы и программки, оказывающие либо способные повлиять на элементы среды, охватываемые в подпункте а выше;

с) состоянии здоровья и безопасности людей, критериях жизни людей, состоянии объектов культуры и построек и сооружений в той степени, в какой на их повлияет либо может повлиять состояние частей среды либо, через посредство этих частей, причины, деятельность либо меры, упомянутые в подпункте b выше;

Одним из главных преимуществ данного определения является включение в понятие экологической инфы инфы об критериях жизни людей, состоянии и безопасности здоровья людей. Близким к данному определению является определение, данное В.Н. Виниченко, в каком он выделяет три главных объекта экологической инфы — состояние частей окр. среды, причины, состояние здоровья и безопасности людей[3]

Можно также обратиться к Экологическому кодексуКОДЕКС (от лат. codex — собрание законов) — сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественные отношения РТ. В нем в ст.76 довольно много и ясно разъясняется понятие экологической инфы.

Но от экологической инфы стоит отделить ту, которая может быть отнесена к гос тайне в согласовании со ст.5 ФЗ «О гос тайне», также в п.2 ст.3 Директивы «О свободеСВОБОДА — закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (напр., свобода слова, свобода вероисповедания и т. д) доступа к инфы об окружающей среде» дается список той инфы, которая не может быть предметом доступа общественности (н-р, информация, относящаяся к конфиденциальности личных данных и файлов, публичной безопасности, коммерческой и промышленной потаенны и т.д.)

Таким макаром, я предлагаю дополнить ст. 1 ФЗ «Об охране среды» последующим определением: экологическая информация — информация, свободная для доступа общественности, существующая в письменной, зрительной, устной форме либо базе данных о состоянии атмосферного воздуха, воды, земли, флоры и фауны, земли и отдельных природных участков, озоновом слое атмосферы и околоземном галлактическом пространстве; о состоянии безопасности и здоровья людей и критериях их жизнедеятельности; о методах воздействия, которые могут плохо воздействовать на эти объекты, также о деятельности, направленной на их охрану, кроме той инфы, которая не может быть оглашена в согласовании с федеральным законодательством.

Примечания:

1. Бринчук М.М. Экологическое правоПРАВО — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право), либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, императив, стоящий над государством и законом (естественное право). По форме закрепления, источникам происхождения, сфере деятельности и другим основаниям различают П. писаное (статутное, прецедентное) и неписаное (обычное), светское и религиозное, национальное и международное. П. как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (см., напр., гражданское право, конституционное право, семейное право, трудовое право, уголовное право), подотрасли (авторское право, наследственное право и др.), межотраслевые комплексы юридических норм (банковское право, предпринимательское право). В сравнительном правоведении П. делят на правовые системы (т. н. правовые семьи): романо-германскую (континентальную), англо-американскую, мусульманскую, традиционную и социалистическую; 2) в субъективном смысле вид и мера возможного поведения лица, гос. органа, народа, государства или иного субъекта (юридическое право). (право среды): Учебник для высших юридических заведений. М.: Юристъ, 1998. с.247-249

2. Дубовик О.Л. Экологическая информация: понятие, виды, режим, защита- Зеленоватый мир. 2003. №21-22. С.6

3. Виниченко В.Н. Экологическая информация и механизмы работы с ней. М.: Эколайн, 1998. С. 7