Не прощай, орудие! — конституционный трибунал уточнил требования к его

Конституционный Трибунал РФ (КС) признал пожизненный запрет на приобретение нарезного орудия гражданами, совершившими хоть какое правонарушение в сфере оборота и использования орудия, не подходящим КонституцииКОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio — установление, устройство) — в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев. Федеральному законодателю предложено урегулировать условия приобретения орудия преступниками с тем, чтоб установленные ограничения были пропорциональны и соразмерны совершенному деянию. Дело о проверке конституционностиКОНСТИТУЦИОННОСТЬ — режим соблюдения конституции как высшего закона общества и государства; соответствие нормам и принципам конституции ч. 10 ст. 13 Федерального закона «Об оружии» по жалобам Григория Белокриницкого и Василия Тетерина подверглось рассмотрению 7 июня.

Заявители не смогли получить лицензииЛИЦЕНЗИЯ (от лат. licentia — свобода, право) — 1) выдаваемое специально уполномоченным органом гос. управления или местного самоуправления разрешение на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию (напр,, банковская, частная медицинская, издательская деятельность); 2) разрешение на использование изобретения, промышленного образца, полезной модели или другого технического достижения, предоставляемое на основании лицензионного договора либо судебного или административного решения компетентного гос. органа. Такая Л. может быть патентной или беспатентной на хранение и ношение охотничьего орудия c нарезным стволом, так как привлекались к административной ответственности за правонарушения в областиОБЛАСТЬ — 1) в Российской империи административная единица, расположенная на приграничной территории и на землях казачьих войск, соответствует губернии. Обычно входила в генерал-губернаторства; 2) в СССР — основная административно-территориальная единица со времени административно-территориальной реформы 1923—1929 гг.; 3) один из шести видов субъектов РФ. Образуются на территориальной основе. На начало 2005 г. в состав РФ входило 49 О. В соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 5) О. имеет свой устав и законодательство; оборота орудия. Отказ в лицензиях, поддержанный судами, произошел невзирая на то, что срок, в течение которого гражданин считается привлечённым к административной ответственности согласно нормам КоАП, истек, а административным наказаниемНАКАЗАНИЕ — мера гос. принуждения, назначаемая по приговору суда была более мягенькая мера — предупреждение. Отказ в выдаче лицензии основывался на том, что закон «Об оружии» обуславливает правоПРАВО — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право), либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, императив, стоящий над государством и законом (естественное право). По форме закрепления, источникам происхождения, сфере деятельности и другим основаниям различают П. писаное (статутное, прецедентное) и неписаное (обычное), светское и религиозное, национальное и международное. П. как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (см., напр., гражданское право, конституционное право, семейное право, трудовое право, уголовное право), подотрасли (авторское право, наследственное право и др.), межотраслевые комплексы юридических норм (банковское право, предпринимательское право). В сравнительном правоведении П. делят на правовые системы (т. н. правовые семьи): романо-германскую (континентальную), англо-американскую, мусульманскую, традиционную и социалистическую; 2) в субъективном смысле вид и мера возможного поведения лица, гос. органа, народа, государства или иного субъекта (юридическое право). на приобретение охотничьего огнестрельного орудия с нарезным стволом отсутствием правонарушений, связанных с нарушением правилПРАВИЛА — форма нормативного правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности охоты, правил производства орудия, торговли орудием, реализации, передачи, приобретения, коллекционирования либо экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и внедрения орудия. При всем этом закон «Об оружии» прямо не клеветает давность данных правонарушений. По воззрению заявителей, пожизненный запрет не соответствует Конституции.

Постановление КС стало компромиссным. КС отметил, что оборот орудия затрагивает общественные интересы, потому требования к обладателям орудия могут быть завышенными с учетом видов орудия и его публичной угрозы. Лицензионные требования являются административно-предупредительными мерами, потому их сроки могут не совпадать со сроками, установленными в КоАП и УК. Огнестрельное орудие с нарезным стволом обладает большей дальностью стрельбы и убойной силой по сопоставлению с другими видами орудия, разрешенными к обороту. Исходя из этого, КС признал, что сам по для себя запрет на приобретение охотничьего огнестрельного орудия с нарезным стволом преступниками в качествеКАЧЕСТВО — совокупность свойств (технико-экономических и эстетических), обусловливающих способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением вещи, продукции административно-предупредительной меры, направленной на упорядочение оборота орудия в целях защиты жизни и здоровья людей, обеспечения публичной безопасности, не противоречит Конституции.

Совместно с тем КС постановил, что ограничительные меры не могут быть случайными. Оспариваемая норма закона в правоприменительной практике приобретает нрав пожизненного запрета. Граждане подвергаются этому ограничению за совершение хоть какого правонарушения в сфере оборота орудия, хотя такие правонарушения существенно отличаются по степени публичной угрозы и причиняемому вредуВРЕД — в гражданском праве умаление, уничтожение субъективного гражданского права или блага.. В постановлении проводится, а именно, разграничение меж правонарушениями в области коллекционирования орудия и его нелегальным созданием. Таким макаром, оспариваемая норма выходит за границы, очерченные конституционными принципами справедливости и соразмерности. Не указывая на определенный вид ответственности, она позволяет устанавливать пожизненный запрет на приобретение гражданами охотничьего огнестрельного орудия с нарезным стволом вне зависимости от степени публичной угрозы и тяжести совершенного ими правонарушения, также срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному либо уголовному наказанию. В этой мере положениеПОЛОЖЕНИЕ — нормативный правовой акт, детально регламентирующий правовой статус, организацию, порядок деятельности определенных гос. органов, организаций и учреждений или системы однородных органов, учреждений, организаций, а также определяющий их взаимоотношения с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами. части десятой статьи 13 ФЗ «Об оружии» признано не подходящим Конституции.

Федеральному законодателю предписано поменять регулирование критерий приобретения охотничьего огнестрельного орудия с нарезным стволом преступниками. При всем этом КС особо выделил, что срок деяния административно-предупредительной меры может быть другим, чем в КоАП. Сроки запрета на получение лицензии должны зависеть от тяжести противоправного деяния и событийСОБЫТИЯ — один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений. его совершения. Для лиц, совершивших тяжкие нарушения, допускается пожизненный запрет.

Впредь до внесения соответственных конфигураций в закон «Об оружии» запрет на его приобретение снимается по истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (1 год) и после снятия либо погашения судимостиСУДИМОСТЬ — в уголовном праве РФ юридическое последствие осуждения за преступление, один из элементов уголовной ответственности за совершение злодеяния (по правилам УК). Дела заявителей КС постановил пересмотреть.