Как приостановить геометрическую прогрессию нормативных актов?

 

Удручающее состояние законодательной работы в Рф не раз дискуссировалось на ЗаконЗАКОН — 1) в точном смысле юридический акт, принятый высшим представительным органом гос. власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения..ру. Депутаты работают по-стахановски, вот только извлекаемая руда не всегда оказывается высококачественной. Для исцеления этого недуга предлагают уже знакомый рецепт — сделать закон о том, как принимать законы, т.е. «закон о законах». Об этом гласил сначала прошедшего декабря Сергей Шахрай на Международном юридическом конгрессеКОНГРЕСС (от англ. congress — съезд) — название двухпалатного парламента в США, Парагвае и некоторых других государствах.

Подводя результат следующему законодательному валу, происшедшему в конце прошедшего года, решил поставить на обсуждение ординарную тему — как с этим биться?

Для начала было бы полезно разобраться в причинах. И тут очень к месту пришлась стенограмма выступления замминистра юстицииЮСТИЦИЯ (от лат. justitia — справедливость) — 1) то же, что и правосудие; 2) система судебных учреждений, судебное ведомство Юрия Любимова, отвечающего в ведомстве за всю законотворческую работу. Его можно было слушать на венедиктовской конференцииКОНФЕРЕНЦИЯ (ср.-век. лат. conferentia, от лат. confero — собираю в одно место) — собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, о которой я писал не так давно.

Для удобства сущность поставленного Юрием Любимовым диагноза я изложу ниже. Но очень рекомендую познакомиться с оригиналом «истории болезни» в приложении.

Существующая система воспроизводит нормативные актыАКТ (от лат. actus — действие, actum — документ) — 1) поступок, действие; 2) документ, имеющий юридическое значение «в геометрической прогрессии», а объем регулирования «неизбежно сказывается на качестве». Для этого есть несколько поводов.

1. Отсутствие планирования. Система настроена так, что ведомствам неловко включать законы в план работы. Если не выполнить сроки, обозначенные в плане, то последуют санкцииСАНКЦИИ (от лат. sanction — строжайшее постановление) — меры и решения, имеющие, как правило, окончательный, не подлежащий пересмотру характер.. Потому проще представить законопроект через депутатов либо регионы, невзирая на внегласный запрет таковой стратегии. Депутатам тоже не до планирования — им важнее выйти с броской, хоть и малосодержательной инициативой, чтоб «обозначить себя на политической карте парламентаПАРЛАМЕНТ (англ. parliament от фр. parler — говорить) — родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах».

2. Отсутствие привычки кодификации законодательства. Кодифицированный акт подразумевает обоюдную логическую и концептуальную связь норм. Куда проще и удобнее заносить точечные конфигурации и «оперативно поменять законодательствоЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — 1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании органами гос. власти законов; 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство и т. д.).».

3. Лоббизм в купе с привычкой поменять законодательство под определенную ситуацию. Последний броский пример — конфигурации в ряд кодексовКОДЕКС (от лат. codex — собрание законов) — сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественные отношения с целью облегчить прорастание Москвы в Московскую область и связанное с ним приобретение участков.

4. Чиновничья привычка решать делему методом конфигурации закона. Это отлично видно из реакции депутатов на социальные трудности. Нередко звучат предложения прирастить санкцию, конфисковать и т.п. Это еще половина беды. Сразу с этим могут предложить поменять отраслевое законодательство. Конфигурации вносятся наскоро, а через пару лет отменяются либо меняются, так как оказываются мертвыми.

На уровне подзаконных актов неувязка утежеляется механизмом поручений. Бюрократу, получившему поручение поправить ситуацию в сжатые сроки, проще всего «закрыться» при помощи конфигурации законодательства. Если это делают сходу несколько ведомств, то выходит «целый веер нормативно-правовых актов», который «лепится воедино» в «невменяемый пакет, заранее недействующий, заранее нарушающий логику регулирования».

5. Умножение сущностей. Бюрократы, создающие законы, обожают перенести регулирование на уровень ниже. Закон поручает принять акт правительствуПРАВИТЕЛЬСТВО — высший коллегиальный исполнительный орган государства.; постановление правительства — ведомству либо, что ещё ужаснее, городскому образованию. Красивый пример: необходимость каждому муниципалитетуМУНИЦИПАЛИТЕТ (нем. Munizipalitat, от лат. municipium — город с правом самоуправления) — в ряде стран совокупность выборных органов местного управления и самоуправления принять регламент борьбы с коррупцией. Ясно, что он практически дословно будет воспроизводить типовой регламент, сделанный на федеральном уровне. «С учетом того, что у нас городских образований 70 5 тыщ в стране»… «эту норму могли пролоббировать только лесопромышленники», заинтригованные в увеличении употребления бумаги.

Как приостановить этот вал нормативных актов? Юрий Любимов предлагает, кроме планирования законотворчества, поразмыслить о хотя бы «частичной ведомственной кодификации актов».

Может быть, это сдержит творчество в министерствахМИНИСТЕРСТВО (от лат. ministro — служу, управляю) — родовое название наиболее важных центральных органов гос. управления, входящих в структуру правительства, но не кажется ли вам, коллеги, что 1-го этого не достаточно?