К вопросу об административной юстиции: развернутый комментарий к блогу

Сергей Юрьевич, спасибо за поставленную Вами делему и высказанные определенные предложения.

Представляется, что мысль сотворения административных судовАДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ — в ряде зарубежных государств (ФРГ, Франция, Финляндия, Швеция) особый вид судов наряду с обычными (общей компетенции и специализированными), обсуждаемая уже в протяжении более чем 15 лет,  издавна перезрела.  Гражданам по сути все равно, будут ли административные суды отдельной ветвью судебной власти либо будут включены в существующую систему судовСУД — орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства общей юрисдикции либо арбитражных судов, это дело второстепенное, и в этом я с Вами согласен.

Главное — эффективность административных судов, которая может быть обеспечена:

1) сжатыми сроками рассмотрения и ответственностью не только лишь для госорганов за затягивание процесса, да и для арбитров;

2) экстерриториальностью;

3) автоматизацией рассредотачивания дел.

Поставленная неувязка связана, естественно, не только лишь с АПК РФ, да и с КоАП РФ.

КоАП РФ издавна перевоплотился в лоскутное одеяло, в каком даже логику построения нормативного материала  тяжело разъяснить:  нормы об административном процессе закреплены в разделе IV, заместо того чтоб идти сходу после общих положенийПОЛОЖЕНИЕ — нормативный правовой акт, детально регламентирующий правовой статус, организацию, порядок деятельности определенных гос. органов, организаций и учреждений или системы однородных органов, учреждений, организаций, а также определяющий их взаимоотношения с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами. (раздел I).

Такая разорванная структура Кодекса накладывается на очень схематичное и иногда пунктирное изложение норм, посвященных производству по делам об административных правонарушенияхАДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Конкретные составы А. п. предусмотрены в КоАП РФ и законах об А. п. субъектов РФ. из-за чего, например, ВС РФ приходится объяснять, что решение, принятое несудебным органом может быть обжаловано лицом исключительно в две инстанцииИНСТАНЦИЯ (от лат. instantia — непосредственная близость) — термин административного и судебного права, обозначающий ступень, на которой находится данное учреждение по отношению к выше- и нижестоящим — в райсуд и в областной трибунал (см. Письмо ВС РФ 20 августа 2003 г. № 1536-7/общ.).

Если же речь идет об арбитражных судах, то таких инстанций для обжалования может быть уже три, включая кассациюКАССАЦИЯ (от лат. quasso — разрушаю, разбиваю) — в процессуальном праве РФ один из способов обжалования и пересмотра судебных решений, при котором решение нижестоящего суда проверяется судом кассационной инстанции на предмет его законности и обоснованности, а по уголовным делам — также на предмет справедливости.. Таким макаром, законодатель предугадывает различный уровень гарантий защиты нарушенных прав лиц зависимо от той либо другой ветки судебной власти, что представляется в корне неправильным и противоречащим КонституцииКОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio — установление, устройство) — в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев РФ.

Не стыкуются нормы КоАП РФ и АПК РФ и в части срока давности вербования к административной ответственности, составляющему по общепринятому правилуПРАВИЛА — форма нормативного правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности 2 месяца (п.1 ч.4.5 КоАП РФ).

Просто установить, что сроки, предусмотренные АПК РФ, выходят за рамки 2-х месяцев,  что приводит к освобождению лиц от административной ответственности, а время от времени приводит и к рассмотрению апелляционных жалобЖАЛОБА — обращение гражданина в государственные или иные публичные органы, их должностным лицам, по поводу нарушения его прав и законных интересов арбитражными судами, принятию по ним решений, хотя все сроки давности издавна истекли (по делам о вербовании к административной ответственности — 2 месяца + возможность продлить на 1 месяц + возможность апелляцииАПЕЛЛЯЦИЯ (от лат. appellatio — обращение) — в ряде государств одна из форм обжалования судебных решений по гражданским и уголовным делам, при которой дело повторно рассматривается по существу судом (1 месяц на подачу жалобы +2 месяца на рассмотрение).

Практика указывает, что сроки, установленные, к примеру, для обжалования действий  и решений госорганов (ст.200 АПК РФ) довольно нередко арбитрами не соблюдаются. О какой быстроте, оперативности защиты прав юрлиц и бизнесменов может идти речь, когда общий срок в 3 месяца по данной категории дел может быть к тому же продлен до 6 месяцев? А ведь за этот период времени у компании от действий госорганов убытки могут только расти, а решения суда так и нет. Спрашивается, кто будет возмещать убытки, причиненные  компании таким "скорым" судопроизовдством?

Увлекательна сама по для себя и норма абзаца второго ч. 1 ст.200 АПК по обжалованию действий, решений судебных приставов — 10 дней для принятия трибуналом решения.

К примеру, по одному делу, рассмотренному Арбитражным трибуналом Столичной областиОБЛАСТЬ — 1) в Российской империи административная единица, расположенная на приграничной территории и на землях казачьих войск, соответствует губернии. Обычно входила в генерал-губернаторства; 2) в СССР — основная административно-территориальная единица со времени административно-территориальной реформы 1923—1929 гг.; 3) один из шести видов субъектов РФ. Образуются на территориальной основе. На начало 2005 г. в состав РФ входило 49 О. В соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 5) О. имеет свой устав и законодательство; (http:-kad.arbitr.ru/Card/f00a17e4-6183-4966-b9f6-529d09134a4c, дело № А41-21864/11), связанному с обжалованием действий судебных приставов, решение было принято арбитром Гапеевой Р.А. спустя 9 месяцев после поступления заявленияЗАЯВЛЕНИЕ — официальное обращение гражданина (нескольких лиц) в гос. орган или орган местного самоуправления, администрацию учреждения, организации или к должностному лицу, не связанное, в отличие от жалобы, с нарушением его прав и законных интересов и не содержащее просьбы об устранении такого нарушения, а направленное на реализацию прав и интересов заявителя или на устранение тех или иных недостатков в деятельности предприятий, учреждений, организаций. в арбитражный трибунал (!!!).

Спрашивается, для кого и зачем установлен таковой срок? И как этот срок соотносится с ч.1 ст.121 АПК РФ, устанавливающий 15-дневный срок только для уведомления сторон?

Ведь в ст.210 АПК в редакции до принятия ФЗ от 30.04.2010 № 69-ФЗ срок для рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов как раз и составлял 10 дней, в которые суды не укладывались по беспристрастным причинам. Сейчас это 2 месяца. А по судебным приставам остались те же 10 дней.

ДумаюДУМА — с 1993 г. название органов представительной (законодательной) власти в РФ, что Из КоАП РФ можно было бы изъять процессуальные нормы, поэтому как данный Кодекс содержит набор норм быстрее материально-правовых, чем процессуальных (в текущее время КоАП РФ припоминает ситуацию как если б в УК был схематично включен УПК) ,равно как и из АПК РФ нормы о спорах бизнесменов с государствомГОСУДАРСТВО — 1) в теории права — определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий — механизм Г., его аппарат; 2) понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (иной территориально-политической единицы) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т. п.); 3) как субъект международного права — основной участник международных отношений. Г. как субъект международного права включает в себя Г. как политическую организацию власти и население, которым принадлежит определенная территория. На международной арене Г. как политическая организация власти, особенно в лице его высших органов, выступает в качестве официального представителя Г. как субъект международного права. Основным характеризующим качеством Г. как субъекта международного права является суверенитет. можно было бы перенести в новый федеральный закон, в единый акт.

О причинах необходимости сотворения административных судов справедливо увидел В.Ф. Яковлев: "по административным делам суды преобразуются в придаток административных органов >…< Судам приходится рассматривать неограниченное количество дел, где нет споров".