История становления облегченных производств в русском цивилистическом

 

Как справедливо отмечал К. Малышев, «в истории процесса … всюду находится рвение упростить и уменьшить создание. Будущее принадлежит не тем формам, которые замедляют движение процесса по 99 обычным делам из-за 1-го сложного дела, а производству сокращенному»[1]. А так как дифференциация судаСУД — орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства есть явление, обусловленное историческим и экономическим развитием общества, облегченные производства были известны еще на ранешних шагах становления российской государственности. Так, монументы феодального праваПРАВО — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право), либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, императив, стоящий над государством и законом (естественное право). По форме закрепления, источникам происхождения, сфере деятельности и другим основаниям различают П. писаное (статутное, прецедентное) и неписаное (обычное), светское и религиозное, национальное и международное. П. как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (см., напр., гражданское право, конституционное право, семейное право, трудовое право, уголовное право), подотрасли (авторское право, наследственное право и др.), межотраслевые комплексы юридических норм (банковское право, предпринимательское право). В сравнительном правоведении П. делят на правовые системы (т. н. правовые семьи): романо-германскую (континентальную), англо-американскую, мусульманскую, традиционную и социалистическую; 2) в субъективном смысле вид и мера возможного поведения лица, гос. органа, народа, государства или иного субъекта (юридическое право). XV века Псковская судная грамота и Новгородская судная грамота предугадывали выдачу бессудной грамоты. Она представляла собой правовой документДОКУМЕНТ — материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве., который выдавался явившемуся истцу без какого-нибудь разбирательства и удостоверял правомерность его притязаний в отношении неявившегося ответчикаОТВЕТЧИК — одна из сторон гражданского дела, рассматриваемого в суде, или экономического спора, рассматриваемого в арбитражном суде.. Судебник 1497 г. и  Судебник 1550 г. также упоминают о бессудной грамоте, выдаваемой явившейся стороне. Соборное уложение 1649 г. предоставило возможность не только лишь истцу, да и ответчику получить бессудную грамоту, в итоге чего истецИСТЕЦ — лицо, обращающееся в суд, арбитражный или третейский суд с иском за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса лишался права на иск (к примеру, при неявке истца).

Новый шаг развития русского процесса ознаменовала судебная реформа 1864 года, в процессе которой были приняты, в том числе, Учреждение судебных установлений и Утомившись штатского производства (дальше – Утомившись). Ранее в Российской империиИМПЕРИЯ (от лат. imperium — власть, государство) — 1) наименование монархических государств, главой которых является император действовали процессуальные законы, которые представляли собой инкорпорацию актов, изданных в период от Соборного уложения 1649 г. прямо до середины XIX века. О значимости проведенной реформы очень точно высказался Е.В. Васьковский: «Судебные уставы не усовершенствовали, не улучшили прежнего, прогнившего и разлагавшегося судебно-процессуального строя, а сделали совсем новый, порвав всякую связь с прошедшим. Они произвели собственного рода геологический переворот, выдвинувший новейшую формацию, положивший начало новейшей эпохи в юридическом развитии Рф»[3]. До судебной реформы 1864 года было четыре основных и 18 особых порядков производства, не считая нескольких видов примирительного разбирательства и нескольких форм производства, установленных особыми законами.

После реформы 1864 года общий порядок рассмотрения дела был основан на исчерпающем и всестороннем исследовании дела в критериях состязания сторон и необходимости выяснения всех важных событийСОБЫТИЯ — один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений., она добивалась довольно времени для основательной подготовки к процессуальным действиям и их производству (в среднем, рассмотрение дела могло длиться от полутора до 3-х лет). К примеру, обыденный порядок производства в окружном суде предугадывал неотклонимую стадию обмена меж сторонами состязательными бумагами (прошение, ответ, возражение, опровержение),  т.е. подготовительную письменную подготовку по делу[4].

Для разрешения малоценных и обычных дел были учреждены мировые судебные установления. В согласовании со ст. 29 Устава мировым арбитрам были подсудны иски по личным обязанностям и договорамДОГОВОР (контракт) — в гражданском праве соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей,, о движимом имуществе, также о возмещении вреда и взыскании убытков с ценой иска не выше 500 рублей. В 1889 году компетенцияКОМПЕТЕНЦИЯ (от лат. competo — добиваюсь; соответствую, подхожу) — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного гос. органа (органа местного самоуправления) глобальных арбитров была разбита меж местными судами (волостной трибунал, земский начальник, городские судьи, уездные члены окружных судов). ПроцедураПРОЦЕДУРА (фр. procedure, от лат. procedo — продвигаюсь) — установленный порядок ведения, рассмотрения каких-либо дела производства в местном суде была проще, чем рассмотрение дела в общем порядке в окружном суде, – так, была необязательна подготовительная письменная подготовка по делу, отсутствует процедура доклада судьи, наименее строгие требования к полноте протоколаПРОТОКОЛ (фр. protocole, от гр. protokollon — первый лист манускрипта) — 1) официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (ход собрания, процессуальные или следственные действия, судебное заседание); 2) процессуальный документ, в котором в письменной форме фиксируются ход и результаты процессуальных действий, осуществляемых следователем, органом дознания и дознавателем при расследовании уголовных дел и судом при разбирательстве уголовных и гражданских дел, а также арбитражным судом при разбирательстве арбитражных дел. П. также составляется в конституционном процессе; 3) в международном праве договорный П. — официальный документ, чаще всего приложение к основному договору. судебного заседания[5]. Не считая того, по искам, стоимость которых не превосходила 30 рублей, решения мирового судьи числились окончательными (ст. 134, 162 Устава), т.е. не подлежали апелляцииАПЕЛЛЯЦИЯ (от лат. appellatio — обращение) — в ряде государств одна из форм обжалования судебных решений по гражданским и уголовным делам, при которой дело повторно рассматривается по существу судом[6].

Как отмечал И. Е. Энгельман, в дореформенное время создание по неоспоримым делам производилось милицией, было отделено от общего  порядка, а формально акты по таким делам имели равное значение с судебными решениями и должны были исполняться милицией «со скоростью и строгостью». Но на практике это приводило к «бесконечной волоките». В процессе реформы, по аналогии с французским законодательствомЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — 1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании органами гос. власти законов; 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство и т. д.)., состязательный порядок рассмотрения безусловных дел был введен в окружных судах, так как составители судебных уставов считали, что это поможет поправить имеющееся положениеПОЛОЖЕНИЕ — нормативный правовой акт, детально регламентирующий правовой статус, организацию, порядок деятельности определенных гос. органов, организаций и учреждений или системы однородных органов, учреждений, организаций, а также определяющий их взаимоотношения с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами..

Сокращенный порядок судопроизводства регламентировался главой 7 начальной редакции Устава и представлял собой, хотя и с некими переменами, простой порядок разрешения дела. В согласовании со ст. 348 Устава в сокращенном порядке могли рассматриваться любые дела при согласии сторон и суда, но также в законе (ст. 349 Устава) был определен закрытый список дел, которые должны были выполняться в данном порядке (к примеру, «по искам об отдаче и приеме на сохранение средств либо инаго имущества», «по искам о вознаграждении за вред, убытки и самоуправное завладение, когда с оными не соединяются споры о праве принадлежности на неподвижное имущество», «по искам о взятых в долг товарахТОВАРЫ — в таможенном праве перемещаемые через гос. или таможенную границу предметы, являющиеся объектами внешнеторговой купли-продажи или мены (бартера) и запасах…»). Сравнивая русское и европейское законодательство, К. Малышев отмечал, что французский, итальянский, германские уставы предоставляют суду свободуСВОБОДА — закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (напр., свобода слова, свобода вероисповедания и т. д) «использовать сокращенную форму ко всем делам, которые требуют быстроты действий и безотложного решения»[8].

В сокращенном производстве истец был должен представить все документы, на которых основывается иск, совместно с исковым прошением, а ответчик был должен представить свои возражения до первого заседания по делу (ст. 353). Упрощение производства выражалось в уменьшенных сроках предназначения заседания (ст. 350, 351 Устава), сокращенном сроке обжалования (ст. 748 Устава), ограниченном одним заседанием словесным состязанием сторон, а главное отличие от общего порядка заключалось в отсутствии приведенной нами процедуры обмена состязательными бумагами (ст. 360, 361 Устава).

Но сокращенное создание не оправдало надежд, возложенных на него. Е.А. Нефедьев резюмировал, что «этот порядок производства был очень медленен для обозначенных дел, … взыскатель безо всякой нужды растрачивал время на проведение дела в суде, заместо того, чтоб прямо приступить к взысканию»[9]. В 1891 году вновь была предпринята попытка совершенствования облегченной процедуры, вследствие чего были внесены конфигурации в главу 7 Устава, также введена глава 8, вводившая облегченный порядок судопроизводства.

Облегченный порядок судопроизводства мог применяться только по требованию истца в делах о безусловных платежах определенной валютной суммы по векселямВЕКСЕЛЬ (нем. Wechsel, букв. — обмен) — вид ценной бумаги, абстрактное денежное обязательство строго установленной законом формы. Является безусловным и бесспорным долговым документом, закладным и другим письменным обязанностям, также о сдаче имущества, состоящего в найме, по истечении договорного срока (ст. 365.1 Устава). В качествеКАЧЕСТВО — совокупность свойств (технико-экономических и эстетических), обусловливающих способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением вещи, продукции частей упрощения использовались сокращенные сроки (ст. 365.7 Устава), рассмотрение дела в одном заседании (ст. 365.11 Устава), внедрение только представленных письменных доказательств (ст. 365.12 Устава). Но, к огорчению, предусмотренные тем же порядком огромное количество вариантов для затягивания процесса ответчиком, расширенные способности для обеих сторон для перехода к обыкновенному порядку рассмотрения дела (в том числе, и после объявления решения), запрет на обжалование решения в совокупы с другими факторами привели к тому, что облегченное создание не только лишь не получило широкого распространения, да и было признано  «полностью неудовлетворительным»[10].

Таким макаром, оба производства, использовавшие состязательную форму процесса в отношении безусловных дел, проявили свою несостоятельность, что подтолкнуло законодателя находить новые формы облегченного разрешения таких дел.

ПравилаПРАВИЛА — форма нормативного правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности о понудительном порядке выполнения по актам, введенные в 1889 году, являются макетом современного приказного производства. Но сначало они распространялись лишь на компетенцию органов, выполнявших судебно-административную функцию, — земских начальников и городских арбитров. В отличие от облегченного порядка понудительному выполнению подлежали только акты, которые были совершены либо засвидетельствованы при участии публичной власти. Соответственное должностное лицо ставило свою резолюциюРЕЗОЛЮЦИЯ (лат. resolutio — решение) — 1) решение какого-либо вопроса, принятие в результате обсуждения его в коллегиальном органе или собрании членов какого-либо общественного объединения (ассоциации). В конституционном праве Р. — название актов, принимаемых, как правило, лишь одной из палат парламента. Р. обсуждаются в ином порядке, чем законопроекты, и не передаются на подпись главе государства. Содержание Р. обычно связано не с законодательными, а с иными полномочиями парламента. В РФ аналогичные акты носят название постановлений палат Федерального Собрания; 2) надпись на служебном документе, выполненная управомоченным на принятие управленческого решения должностным лицом и содержащая его указания, поручения или распоряжения подчиненным ему по службе лицам. на самом акте, подлежащем понудительному выполнению, не вызывая ответчика и не слушая его разъяснения, разбирательство дела не выполнялось. В связи с этим обозначенная процедура полностью справедливо расценивалась как несудебная, но, в то же время, как довольно действенная.

В 1912 году законом о реформе местной юстицииЮСТИЦИЯ (от лат. justitia — справедливость) — 1) то же, что и правосудие; 2) система судебных учреждений, судебное ведомство облегченное создание было отменено, а правила понудительного выполнения (дальше – понудительный порядок) были всераспространены, с некими переменами, на мировые и общие суды. Е.В. Васьковский охарактеризовывал этот порядок как «комбинацию искового процесса с порядком выполнения решений»[11].

В понудительном порядке могли рассматриваться по требованию истца требования об уплате валютных сумм, о возвращении движимого имущества, основанные на засвидетельствованных актах, взыскания по опротестованным векселям, соглашенияСОГЛАШЕНИЕ — 1) в праве широко используется как равнозначное понятие "договор", "контракт", "международный договор", "конвенция";, совершенные и засвидетельствованные на основании особых правил (ст. 161.1 Устава).

Просьба о понудительном выполнении должна была быть изложена в письменной форме с четким определением взыскиваемой суммы и с приложением подлинного акта, на основании которого было заявлено требование. Такие просьбы рассматривались членом суда без вызова ответчика, а по результатам рассмотрения на самом акте могла быть проставлена резолюция, которая наделяла акт силой исполнительного листа (ст. 161.8 Устава) и не подлежала обжалованию в апелляционном порядке. Ответчик же имел право в течение 6 месяцев со денька вручения копии акта, подвергнутого принудительному выполнению, заявить требование к истцу для опровержения его требований (ст. 161.11 Устава).

Правила статей 161.13 — 161.21 Устава содержали внутри себя довольно подробную регламентацию особенностей взыскания по актам, подвергнутым понудительному выполнению, что, по нашему воззрению, обеспечивало разумный баланс интересов взыскателя и должникаДОЛЖНИК — в гражданском праве сторона, обязанная совершить в пользу другой стороны — кредитора — определенное действие (передать имущество, выполнить какую-либо работу и т. п.) или воздержаться от определенного действия..

В 1914 году было отменено сокращенное создание, а порядок понудительного выполнения полностью удачно продолжал действовать до октября 1917 года.

Юное русское процессуальное законодательство, невзирая на массовую отмену дореволюционных норм, восприняло многие из их. Так, Штатский процессуальный кодексКОДЕКС (от лат. codex — собрание законов) — сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественные отношения 1923 года[12] вначале содержал положения о судебном приказе, которые практически дублировали, с некими дополнениями, порядок понудительного выполнения. Для судебного приказа в согласовании со ст. 219 ГПК 1923 года применялся общий порядок обжалования, а в объяснении ГКК ВС УССР обозначено, что «судебный приказ …является судебным решением, вошедшим в легитимную силу»[13]. Но после издания в 1926 г. Положения о муниципальномМУНИЦИПАЛЬНЫЙ — относящийся к местным самоуправлениям. нотариате и последовавшего за этим внесения конфигураций в ГПК РСФСР деятельность по выдаче приказов была стопроцентно передана в компетенцию нотариата – сформировался институтИНСТИТУТ (от лат. institutum — установление, учреждение) — название различных специализированных учебных заведений (средних, высших, системы повышения квалификации и т. п) исполнительной надписи (нотариального деяния, направленного на придание исполнительной силы долговым и платежным документам). В Штатском процессуальном кодексе РСФСР 1964 года[14] уже отсутствовало всякое упоминание о судебном приказе, как и о любом ином облегченном производстве. Многие ученые связывают это с тем, что данный институт, «направленный на функционирование приемущественно в критериях рыночной экономики», не мог применяться «в российской реальности 30-х – 50-х годов 20 века с ее тоталитарной регламентацией всех сфер штатского оборота»[15].

Нормы о судебном приказе в его современном виде, уже рассмотренном нами, были введены в ГПК исключительно в 1995 году, но его процедурный аналог появился 10 годами ранее — с принятием УказаУКАЗ — в РФ и в ряде других государств собственное название наиболее важных актов, издаваемых главой государства (президентом). Президиума Верховного Совета РСФСР «О неком изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних малышей»[16]. В согласовании с ним заявлениеЗАЯВЛЕНИЕ — официальное обращение гражданина (нескольких лиц) в гос. орган или орган местного самоуправления, администрацию учреждения, организации или к должностному лицу, не связанное, в отличие от жалобы, с нарушением его прав и законных интересов и не содержащее просьбы об устранении такого нарушения, а направленное на реализацию прав и интересов заявителя или на устранение тех или иных недостатков в деятельности предприятий, учреждений, организаций. о взыскании алиментов при отсутствии спора рассматривалось народным арбитром единолично без возбуждения дела. Постановление выносилось при наличии согласия обязанного лица либо неполучении арбитром в установленный срок возражений. Оно становилось основанием выполнения, но если обязанное лицо заявляло о собственном несогласии платить алименты, оно отменялось тем же арбитром, и дело рассматривалось в исковом порядке.

Процедура рассмотрения дел в порядке облегченного производства, предусмотренная главой 29 АПК РФ, была введена в 2002 году. До вступления в силу новейшей редакции рассмотрение дела в этом порядке было кандидатурой обыкновенному рассмотрению (по ходатайству истца при согласии ответчика и суда или по инициативе суда при согласии сторон) и не являлось неотклонимым.

Отметим, что ранее нормы закона, раскрывающие условия рассмотрения дел в облегченном порядке (ст. 226 АПК РФ), и нормы, содержащие список дел, рассматриваемых в нем (ст. 227 АПК РФ), не вызывали точного осознания и единообразного толкования. В прежней редакции ст. 226 АПК РФ закреплены последующие общие условия: бесспорность требований истца, признание их ответчиком и незначительность суммы заявленных требований. Так как облегченное создание представляло собой единую функцию, используемую для дел, основанных на бесспорности и малозначительности сразу, была безизбежно снижена эффективность данного процессуального института. Ю. Ю. Грибанов отмечал, что «облегченное создание практически не применяется для рассмотрения исковых категорий дел, а употребляется в большей степени для общественных по собственной природе дел о взыскании неотклонимых платежей и санкцийСАНКЦИИ (от лат. sanction — строжайшее постановление) — меры и решения, имеющие, как правило, окончательный, не подлежащий пересмотру характер.»[17].

Рассмотрение дела проводилось в судебном заседании, но без вызова сторон, использовались только письменные подтверждения, представляемые сторонами. Законом был установлен сокращенный срок рассмотрения дела – 1 месяц, который многие теоретики критиковали за чрезмерную сжатость, так как в него было проблематично уложиться как арбитре, так и сторонам. Единственным законным основанием для перехода к обыкновенному порядку было обычное несогласие ответчика с заявленными требованиями.

Не считая того, прежняя редакция главы 29 АПК РФ содержала огромное количество пробелов процессуального нрава и юридических коллизий как снутри процедуры, так и меж нормами, регулирующими облегченный порядок, и нормами, предусматривающими общий порядок рассмотрения дел. В итоге появилась необходимость чрезвычайно широкого внедрения трибуналом усмотрения, что также вызывало практические трудности внедрения. 



[1] Малышев К. Курс штатского судопроизводства: том 1. Санкт-Петербург, 1876. С. 388.

[3] Васьковский Е.В. Учебник штатского процесса. М., 2003. С. 10.

[4] Нефедьев Е.А. Учебник российского штатского судопроизводства.  Краснодар, 2005г. С. 289-290.

[5] Малышев К. Указ. соч. С.386.

[6] Нефедьев Е.А. Указ. соч. С. 56.

[8] Малышев К. Указ. соч.  С. 387-388.

[9] Нефедьев Е.А. Указ. соч. С. 297.

[10] Исаченко В.Л. Российское штатское судопроизводство. Практическое управление для студентов и начинающих юристовЮРИСТ (нем. Jurist, от лат. juris — право) — человек с юридическим образованием, правовед; практический деятель в области права: том 1. Минск, 1901 г. С. 200-201.

[11] Васьковский Е.В. Указ. соч. С. 204.

[12] Постановление ВЦИК от 10.07.1923 «О внедрении в действие Штатского Процессуального Кодекса РСФСР» — «СУ РСФСР», 1923, N 46 — 47, ст. 478.

[13] Фишман Л.И. Движение штатского процесса. Харьков, 1926 г. С. 434.

[14] Закон РСФСР от 11.06.1964 «Об утверждении Штатского процессуального кодекса РСФСР» — «Ведомости ВС РСФСР» , 1964, N 24, ст. 407.

[15] Решетняк В.И., Темных И.И. Заочное создание и судебный приказ в штатском процессе. М., 1997. С. 44-45.

[16] Указ Президиума ВС РСФСР от 20 февраля 1985 г. «О неком изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних малышей» — «Ведомости ВС РСФСР», 1985, № 9, ст. 305.

[17] Грибанов Ю.Ю. Процесс в облегченном формате. — «ЭЖ-Юрист», 2008, N 9.