«разве прокуратура должна заниматься тарифами жкх и ценами на

Цикл лекций, посвященных 20-летию российской КонституцииКОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio — установление, устройство) — в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, продолжило выступление в Госдуме заместителя Генерального прокурора РФ Сабира Кехлерова. В 1990-е годы он конкретно участвовал в подготовке Конституции – был членом конституционной комиссииКОМИССИЯ (от лат. commissio — поручение) — орган, создаваемый для выполнения каких-либо определенных функций Съезда народных депутатов РСФСР и Конституционного совещания, созванного президентом. Основной темой выступления стал общий прокурорский надзорНАДЗОР — одна из форм деятельности различных гос. органов по обеспечению законности. – борьба за его сохранение в Рф и недавнешнее одобрение Комитетом министров Совета Европы. Модер выступлений депутат Госдумы Владимир Плигин именовал лекцию потрясающей как по содержанию, так и по драматизму.

Накал драматизма ощущался с самого начала и держал аудиторию до последних минут. Сабир Кехлеров попробовал разъяснить, как и почему прокуратураПРОКУРАТУРА (от лат. procuro — забочусь) — специальный гос. орган (система органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства оказалась в главе «Судебная власть» (ст. 129 Конституции), хотя ни к одной из 3-х веток власти прокуратура не относится – это «независящий конституционный орган». «Принципиально было, чтоб прокуратура как-то была в Конституции!» – выделил выступающий, вспоминая борьбу начала 90-х за сохранение прокуратуры как такой.

Сначала 90-х, поведал Сабир Кехлеров студентам, появилась концепция судебной реформы, главным тезисом которой была свободаСВОБОДА — закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (напр., свобода слова, свобода вероисповедания и т. д) рынка. Создатели концепции задумывались, что рынок сам «обеспечит потребность в соблюдении закона» и прокурорский надзор, в особенности общий, отомрет за ненадобностью. «Спустя 20 лет я согласен с одним, – выделил заместитель Генпрокурора, – общий надзор не должен быть всеобъятным!» Прокурор, по словам выступающего, не должен ходить по колхозным полям и инспектировать внедрение минудобрений, не должен смотреть за приплодом скота и разгрузкой вагонов. «Разве прокуратура должна заниматься тарифами ЖКХ и ценами на гречку?» – риторически спросил Сабир Кехлеров, объясняя, что прокуратура обязана вмешиваться в эти трудности из-за недоработок других органов власти.

В целом же, уверен Сабир Кехлеров, общий надзор был сохранен верно: «Хватило мудрости!» В Рф наличие такового надзора в особенности нужно из-за обычно «подчиненной и почти во всем зависимой роли праваПРАВО — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право), либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, императив, стоящий над государством и законом (естественное право). По форме закрепления, источникам происхождения, сфере деятельности и другим основаниям различают П. писаное (статутное, прецедентное) и неписаное (обычное), светское и религиозное, национальное и международное. П. как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (см., напр., гражданское право, конституционное право, семейное право, трудовое право, уголовное право), подотрасли (авторское право, наследственное право и др.), межотраслевые комплексы юридических норм (банковское право, предпринимательское право). В сравнительном правоведении П. делят на правовые системы (т. н. правовые семьи): романо-германскую (континентальную), англо-американскую, мусульманскую, традиционную и социалистическую; 2) в субъективном смысле вид и мера возможного поведения лица, гос. органа, народа, государства или иного субъекта (юридическое право).». В прошедшем году, но, Комитет министров Совета Европы отдал свои советы о роли прокуратуры вне уголовного процесса, и в базе этих советов оказалась конкретно российская модель прокурорского надзора. Совет Европы оказался даже не против роли прокурора в хозяйственных спорах, полагая, что равноправие сторон не нарушается, так как окончательное решение всегда за трибуналом.

А сначала 90-х за общий прокурорский надзор в Рф шла жестокая борьба. Сабир Кехлеров осторожно растолковал, что дискуссии велись никак не в сегодняшних парламентских традициях. «Вы издавна не были в Госдуме и не слышали дебатов!» – вмешался Владимир Плигин. «У меня также трансляция идет, как и у вас в кабинетахКАБИНЕТ (кабинет министров) — название правительства в целом, либо его части, либо совокупности министров в некоторых зарубежных государствах. Я все вижу!» – парировал Сабир Кехлеров. Предстоящий рассказ о том, как в 1993 году сменялись генпрокуроры, как Алексей Казанник, чуть вступив в должностьДОЛЖНОСТЬ — установленная в определенном порядке первичная структурная единица штатного расписания той или иной гос. или негос. организации, определяющая содержание и объем полномочий, лично звонил президенту Борису Ельцину и уверял включить в Конституцию сегодняшние положения о прокуратуре, напоминал уже исторический детектив. Концом стал ночной телефонный звонок о том, что формулировки прошли и единственный компромисс – их включение в главу «Судебная власть».

Сабир Кехлеров убежден: общий надзор посодействовал сохранить целостность Рф, которая была на грани развала. СуверенитетаСУВЕРЕНИТЕТ (от фр. souverainete — верховная власть) — верховенство и независимость власти. брали столько, сколько могли: в одном субъекте РФ чуток было не ввели свою валюту, в другом записали право не платить налогиНАЛОГ — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. в федеральный бюджет, в 3-ем решили сами выстраивать международные дела – объявлять войну и заключать мир. «Прокуратура взялась тогда наводить порядок, создавать единое правовое место», – поведал заместитель Генпрокурора.

На данный момент общий надзор прокуратуры работает в том числе в отношении других контролирующих органов. Сабир Кехлеров не без гордости заявил, что исключительно в прошедшем году прокуратура на полмиллиона уменьшила число проверок бизнеса, не выдав соответственных санкцийСАНКЦИИ (от лат. sanction — строжайшее постановление) — меры и решения, имеющие, как правило, окончательный, не подлежащий пересмотру характер.. «Это не дело прокуратуры, но это – защита бизнеса, ограничение на него давления», – заверил докладчик. По его словам, в прошедшем году прокуратура выявила 5 млн нарушений закона, подала в судыСУД — орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства выше 750 тыс. исков на 12 миллиардов руб., также разглядела 3,5 млн воззваний людей, число которых вырастает. А именно, не решена неувязка невыплаты зарплат – по данным на начало сегодняшнего года, долги составляли около 1 миллиардов руб.

На данный момент у Генпрокуратуры две главные трудности – отсутствие на федеральном уровне права законодательной инициативы и дела со Следственным комитетом Рф (СКР). Сабир Кехлеров считает, что в прокуратуре скапливается много инфы о состоянии законодательстваЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — 1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании органами гос. власти законов; 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство и т. д.)., потому право законодательной инициативы у Генпрокуратуры РФ должно быть. В 78 регионах прокуратура наделена таким правом, но лишь на уровне законодательства субъектов РФ. Владимир Плигин, вобщем, не скрывал, что он против даже права прокуратуры выступать с законодательной инициативой в субъектах РФ.

Говоря об СКР, Сабир Кехлеров с благодарностью вспоминал президента Бориса Ельцина, который не поддержал идею включить следственный комитет в Конституцию. Сегодняшний закон об СКР заместитель Генпрокурора серьезно критиковал. По его словам, прокурор не может закончить уголовное дело даже по естественным основаниям, таким как погибель обвиняемого, – дело нужно непременно возвратить следователюСЛЕДОВАТЕЛЬ — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. «А реабилитированному извинения от имени страны приносит прокурор!» – выделил Сабир Кехлеров под хвалебную усмешку зала.