Анализ закона, регулирующего земляные и градостроительные дела в новейшей

 

Федеральный законЗАКОН — 1) в точном смысле юридический акт, принятый высшим представительным органом гос. власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. от 05.04.2013 N 43-ФЗ (дальше – Закон N 43-ФЗ) был принят в связи с присоединением с 1 июля 2012 г. к субъекту РФ – городкуГОРОД — населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. федерального значения Москве территорий в согласовании с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении конфигурации границы меж субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Столичной областьюОБЛАСТЬ — 1) в Российской империи административная единица, расположенная на приграничной территории и на землях казачьих войск, соответствует губернии. Обычно входила в генерал-губернаторства; 2) в СССР — основная административно-территориальная единица со времени административно-территориальной реформы 1923—1929 гг.; 3) один из шести видов субъектов РФ. Образуются на территориальной основе. На начало 2005 г. в состав РФ входило 49 О. В соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 5) О. имеет свой устав и законодательство;" (ч. 1 ст. 1 Закона N 43-ФЗ).

Обозначенным Законом вносятся конфигурации более чем в 10 федеральных законов, также устанавливается особое регулирование ряда земляных и градостроительных отношений, в той либо другой мере связанных со строительной деятельностью, которые будут действовать на местности городка Москвы.

Посреди остального Закон N 43-ФЗ устанавливает особые правилаПРАВИЛА — форма нормативного правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности предоставления земляных участков, резервирования и изъятия земляных участков для общественных нужд, установления сервитутовСЕРВИТУТ (от лат. servitus — обязанность, обязательство, повинность) — особый вид ограниченного вещного права, заключающийся в праве пользоваться в установленных пределах чужой вещью. Не считая того, определен особенный порядок принятия документов, относящихся к планировке местности и изменению видов разрешенного использования. Большая часть нареченных правил ориентированы на упрощение воплощения действий и процедурПРОЦЕДУРА (фр. procedure, от лат. procedo — продвигаюсь) — установленный порядок ведения, рассмотрения каких-либо дела, связанных с строительством объектов недвижимости на обозначенной местности.

Закон N 43-ФЗ вступил в силу 19 апреля 2013 г. (ч. 1 ст. 36 Закона N 43-ФЗ). Броско, что действие главных его положенийПОЛОЖЕНИЕ — нормативный правовой акт, детально регламентирующий правовой статус, организацию, порядок деятельности определенных гос. органов, организаций и учреждений или системы однородных органов, учреждений, организаций, а также определяющий их взаимоотношения с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами. ограничено по времени. В ч. 3 ст. 1 данного Закона установлено, что подготовка и утверждение документации по планировке местности, резервирование земель, изъятие земляных участков и (либо) других объектов неподвижного имуществаИМУЩЕСТВО — понятие, применяемое для обозначения: а) совокупности вещей и материальных ценностей, состоящих прежде всего в собственности лица (физического или юридического), государства или муниципального, предоставление земляных участков, установление сервитутов для размещения объектов федерального и регионального значения на присоединенных к Москве территориях осуществляются по правилам рассматриваемого Закона до 1 января 2020 г.

1. Размещение объектов федерального и регионального значения на присоединенных к Москве территориях

Сначала необходимо подчеркнуть, что положения рассматриваемого Закона распространяются лишь на дела по размещению и строительству объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих реализацию муниципальныхМУНИЦИПАЛЬНЫЙ — относящийся к местным самоуправлениям. задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, также других муниципальных задач (ч. 2 ст. 1 и ст. 2 Закона N 43-ФЗ).

Обозначенные объекты врубаются в особые списки, утверждаемые ПравительствомПРАВИТЕЛЬСТВО — высший коллегиальный исполнительный орган государства. РФ и Правительством Москвы в отношении соответственно объектов федерального и регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях (ст. 2 Закона N 43-ФЗ).

Правительству Москвы передается ряд возможностей федеральных органов власти, связанных с размещением на присоединенных территориях объектов федерального значения (кроме объектов транспортной инфраструктуры) (ч. 1 ст. 3 Закона N 43-ФЗ). Необходимо подчеркнуть, что в их число заходит облегченная процедура изъятия земляных участков в связи с необходимостью сотворения более подходящих критерий для градостроительного развития (п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 3, ст. ст. 8 – 9 Закона N 43-ФЗ).

2. Изменение законодательстваЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — 1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании органами гос. власти законов; 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство и т. д.). в сфере градостроительных отношений

Конфигурации, вносимые Законом N 43-ФЗ в сферу градостроительного законодательства, очень существенны, но многие можно охарактеризовать как точечные. Это относится, а именно, к платности конфигурации вида разрешенного использования земляного участка.

2.1. Принятие документов по планировке местности

Обратим внимание, что документация по планировке местности для размещения на присоединенных к Москве территориях объектов федерального либо регионального значения утверждается без проведения общественных слушаний (ч. 3 ст. 4 Закона N 43-ФЗ). Тем сотворено исключение из общепринятого правила, в согласовании с которым проведение общественных слушаний непременно для принятия таковой документации в части утверждения проектов планировки местности и проектов межевания местности (ч. 5 ст. 46 ГрК РФ).

2.2. Изменение вида разрешенного использования земляного участка

Закон N 43-ФЗ содержит особенности правового регулирования установления и конфигурации видов разрешенного использования земляных участков в границах городка Москвы.

В отношении земляных участков, на которых подразумевается размещение объектов федерального либо регионального значения, предвидено последующее. Виды их разрешенного использования инсталлируются в проектах планировки местности, утвержденных Правительством Москвы, либо в градостроительных планах земляных участков (ГПЗУ), утвержденных органом исполнительной власти Москвы, уполномоченным в области градостроительной деятельности и архитектуры (ст. 5 Закона N 43-ФЗ).

Можно представить, что введение данной нормы вызвано тем, что в Москве по сей день не приняты Правила землепользованияЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ — одна из юридических форм использования земли главным образом в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством. и застройки, содержащие виды разрешенного использования земляных участков (ч. 6 ст. 30, ст. 37 ГрК РФ, также ст. 35 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодексКОДЕКС (от лат. codex — собрание законов) — сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественные отношения городка Москвы"). В качестве примера Правил землепользования и застройки можно привести Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".

Отдельного рассмотрения заслуживает новелла ч. 1 ст. 22 Закона N 43-ФЗ, устанавливающая платность конфигурации вида разрешенного использования земляного участка, находящегося в личной принадлежности в границах Москвы. До сего времени градостроительное законодательство не предусматривало взимания платы за воплощение данной процедуры.

Закон N 43-ФЗ не устанавливает размер платы за изменение вида разрешенного использования. Подразумевается, что это будет изготовлено нормативным правовым актомАКТ (от лат. actus — действие, actum — документ) — 1) поступок, действие; 2) документ, имеющий юридическое значение городка Москвы. Но данным Законом предусмотрен аспект определения размера платы: она должна учесть разницу меж кадастровой ценойЦЕНА — в гражданском праве одно из существенных условий некоторых видов договоров земляного участка на дату подачи заявления об изменении вида разрешенного использования и кадастровой ценой земляного участка с модифицированным видом разрешенного использования.

3. Изменение законодательства в сфере земляных отношений

Основной массив норм Закона N 43-ФЗ ориентирован на конфигурации правового регулирования в сфере земляных отношений. В особенности существенны новеллы в части изъятия неподвижного имущества для муниципальных нужд и установления сервитутов.

3.1. Резервирование земляных участков для муниципальных нужд

Закон N 43-ФЗ предугадывает, что до 31 декабря 2015 г. для размещения объектов федерального либо регионального значения на присоединенных к Москве территориях допускается резервирование земель при отсутствии документов территориального планирования (ч. 2 ст. 6 Закона N 43-ФЗ). Но это может быть исключительно в случаяхСЛУЧАЙ — в гражданском праве обстоятельство, наступившее без вины должника и кредитора и отрицательно отразившееся на исполнении обязательства., не предусмотренных Земляным кодексом РФ либо другими федеральными законами (ч. 1 ст. 6 Закона N 43-ФЗ).

Необходимо подчеркнуть, что в текущее время утверждены последующие схемы территориального планирования Российской Федерации, имеющие значение и для столичного региона:

– в области федерального транспорта (жд, воздушного, морского, внутреннего аква транспорта) и авто дорог федерального значения (РаспоряжениеРАСПОРЯЖЕНИЕ — 1) одно из правомочий собственника вещи, позволяющее включать ее в экономический оборот путем совершения таких распорядительных сделок, как купля-продажа, поставка, дарение и др. В результате актов распоряжения имуществом осуществляется его отчуждение, а также передача во временное владение и пользование другому лицу, в залог; сдача на хранение и др. Р. определяется юридическая судьба вещи, т. е. либо прекращается, либо приостанавливается право собственности на нее. Р. также одно из правомочий, входящих в состав права хозяйственного ведения и права оперативного управления; 2) один из видов подзаконных актов (Президента РФ, Правительства РФ, Госкомимущества РФ и др.), властный акт органа власти или управления, изданный в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым Р. Адресовано; 3) обязательное для исполнения указание, приказ, составляющий содержание некоторых сделок (чека, перевода, аккредитива). Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р);

– в области высшего проф образования (Распоряжение Правительства РФ от 26.02.2013 N 247-р);

– в области здравоохранения (Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2607-р).

3.2. Изъятие земляных участков для общественных (муниципальных либо городских) нужд

Закон N 43-ФЗ значимым образом меняет функцию изъятия земляных участков для общественных нужд. Представляется, что для обозначения главных инноваций в этой сфере целенаправлено коротко сказать об общем порядке обозначенной процедуры, так как многие новеллы Закона N 43-ФЗ ориентированы на разрешение имеющихся заморочек.

Общий порядок процедуры изъятия земляного участка урегулирован приемущественно нормами Штатского (ст. ст. 279 – 283) и Земляного (ст. ст. 49, 55, 57, 63) кодексов РФ.

Изъятие земляного участка для муниципальных либо городских нужд является юридическим составом, требующим совершения само мало последующих поочередных действий.

1. Принятие решения уполномоченного органа гос власти либо органа местного самоуправления (дальше – орган общественной власти) об изъятии земляного участка (земляных участков) для муниципальных либо городских нужд.

2. Извещение собственника, также землепользователей, землевладельцев и арендаторовАРЕНДАТОР — сторона договора аренды (имущественного найма), которая получает от арендодателя (наймодателя) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование земляного участка о принятии решения об изъятии земляных участков, осуществляемое не позже чем за год до грядущего изъятия.

3. Муниципальная регистрация нареченного решения в ЕГРП с следующим извещением собственника (п. 4 ст. 279 ГК РФ).

Так как Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О гос регистрации правПРАВО — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право), либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, императив, стоящий над государством и законом (естественное право). По форме закрепления, источникам происхождения, сфере деятельности и другим основаниям различают П. писаное (статутное, прецедентное) и неписаное (обычное), светское и религиозное, национальное и международное. П. как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (см., напр., гражданское право, конституционное право, семейное право, трудовое право, уголовное право), подотрасли (авторское право, наследственное право и др.), межотраслевые комплексы юридических норм (банковское право, предпринимательское право). В сравнительном правоведении П. делят на правовые системы (т. н. правовые семьи): романо-германскую (континентальную), англо-американскую, мусульманскую, традиционную и социалистическую; 2) в субъективном смысле вид и мера возможного поведения лица, гос. органа, народа, государства или иного субъекта (юридическое право). на неподвижное имущество и сделок с ним" не содержит норм о гос регистрации решения об изъятии земляных участков, его регистрируют как обременение (ограничение) прав на земляной участок. Пример обоснования таковой регистрации – Письмо Минэкономразвития Рф от 26.05.2011 N Д23-2241.

4. Заключение соглашенияСОГЛАШЕНИЕ — 1) в праве широко используется как равнозначное понятие "договор", "контракт", "международный договор", "конвенция"; о выкупе земляного участка (контракта купли-продажи земляного участка) и составление передаточного акта меж органом общественной власти, изымающим земляной участок, и собственником земляного участка при согласии последнего.

В случае отсутствия такового согласия уполномоченный орган общественной власти предъявляет искИСК — в процессуальном смысле — обращение истца (предполагаемого носителя субъективного материального права) к суду с просьбой о рассмотрении и разрешении материально-правового спора с ответчиком о выкупе земляного участка в трибунал. Он может быть предъявлен в течение 3-х лет с момента направления собственнику участка извещения о принятии решения об изъятии (ст. 282 ГК РФ).

5. Уплата собственнику выкупной цены за земляной участок.

6. Муниципальная регистрация перехода права принадлежности на земляной участок.

См. Схема 1. Общий порядок изъятия земляного участка для общественных нужд  

Данная процедура рассчитана на изъятие земляного участка для муниципальных либо городских нужд не только лишь у собственника участка, да и у лиц, обладающих этим участком на праве неизменного (пожизненного) использования либо бессрочного наследуемого владенияВЛАДЕНИЕ — в гражданском праве фактическое обладание вещью, создающее возможность непосредственного воздействия на вещь.. Но она подлежит применению и к арендаторам земляного участка (Постановления Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2379/11 по делу N А40-96790/09-7-743, ФАСФАС — международный торговый термин, одно из франко-условий поставки в коммерческих операциях Столичного окрестность от 14.11.2012 по делу N А41-47141/11, от 11.05.2012 по делу N А40-146175/10-11-557, ФАС Поволжского окрестность от 19.04.2012 по делу N А55-18116/2011).

Изложенное выше указывает, что общая процедура изъятия земляного участка является очень сложной и долговременной, и это может негативно воздействовать на реализацию строй проектов общественной значимости.

Закон N 43-ФЗ более детально регламентирует рассматриваемую функцию, существенно упрощая ее воплощение в части сроков реализации и преодоления заморочек изъятия земляных участков, имеющихся в правоприменительной практике.

Необходимо подчеркнуть, что изъятие земляных участков и (либо) других объектов неподвижного имущества для муниципальных нужд может осуществляться в целях размещения объектов федерального либо регионального значения на присоединенных к Москве территориях (ч. 1 ст. 7 Закона N 43-ФЗ). До 31 декабря 2015 г. для этого не непременно располагать документами территориального планирования.

3.2.1. Выявление лиц, земляные участки и (либо) другие объекты неподвижного имущества которых подлежат изъятию для муниципальных нужд

Одной из главных заморочек при изъятии земляного участка для общественных нужд является определение лиц, чьи участки подлежат изъятию. Сложность такового определения заключается в том, что не все действующие права на неподвижное имущество содержатся в ЕГРП.

Закон N 43-ФЗ устанавливает последующую специальную функцию выявления нареченных лиц.

Орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии неподвижного имущества, более чем за два месяца до принятия такового решения должен:

– запросить сведения о зарегистрированных правах на земляные участки и (либо) другие объекты неподвижного имущества, подлежащие изъятию для муниципальных нужд;

– запросить сведения об имеющихся правах на неподвижное имущество в архивах, органах гос власти, органах местного самоуправления и у его предполагаемых правообладателей, если сведения о зарегистрированных правах на изымаемое неподвижное имущество отсутствуют;

– запросить у судовСУД — орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства общей юрисдикции, арбитражных и третейских судов заверенные копии судебных актов, на основании которых за гражданами и юридическими лицами признаны права на объекты неподвижного имущества, изымаемые для размещения объектов федерального либо регионального значения;

– обеспечить опубликование сообщения о планируемом изъятии земляных участков и (либо) других объектов неподвижного имущества для муниципальных нужд. Опубликование осуществляется в печатных СМИ, созданных для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов гос власти г. Москвы, органами местного самоуправления городского образования, на местности которого предвидено размещение данных объектов. Нареченное сообщение также располагается на официальных веб-сайтах высшего исполнительного органа гос власти г. Москвы и обозначенного городского образования.

ИнформацияИНФОРМАЦИЯ — один из видов объектов гражданских прав, предусмотренных ст. 128 ГК РФ, которая непременно должна содержаться в сообщении об изъятии, определена в ч. 2 ст. 8 Закона N 43-ФЗ.

Схожий порядок опубликования сообщений об изъятии земляных участков время от времени применяется государственными образованиями, так как он не противоречит нормам Штатского и Земляного кодексов РФ (см., к примеру, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного судаАПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД — в ряде государств судебный орган по пересмотру дел, решения и приговоры по которым еще не вступили в законную силу. от 23.05.2012 по делу N А08-1709/2009-17).

Часть 4 ст. 8 Закона N 43-ФЗ предугадывает, что правообладатели подлежащих изъятию объектов неподвижного имущества, права которых не зарегистрированы, подают заявления об учете прав на объекты неподвижного имущества с приложением копий документов, подтверждающих права на эти объекты. Такие заявления могут быть ориентированы заказным письмом с извещением о вручении.

Данное положение, скорее всего, следует трактовать как обязанность обозначенных правообладателей. Это связано с тем, что при отсутствии нареченного заявления орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии неподвижного имущества, вправе обратиться в трибунал с заявлением о признании такового объекта бесхозяйным по истечении 2-ух месяцев со денька опубликования сообщения (ч. 5 ст. 8 Закона N 43-ФЗ). В случае ублажения обозначенного заявления соответственное имущество будет передано в собственность г. Москвы.

3.2.2. Решение об изъятии неподвижного имущества (в том числе земляных участков) для муниципальных нужд

Как было отмечено выше, решение об изъятии земляного участка для муниципальных нужд подлежит гос регистрации в ЕГРП и на практике оно регится в качестве ограничения (обременения) прав на земляной участок. Но часто права на земляной участок бывают не зарегистрированы в ЕГРП, так как право принадлежности на этот участок появилось до введения в действие Закона о гос регистрации прав на недвижимость. В таком случае муниципальная регистрация обременения в виде решения об изъятии земляного участка невозможна без гос регистрации ранее появившихся прав на этот участок. Последнее по общепринятому правилу может быть только с согласия собственника земляного участка, что при изъятии не всегда соответствует его интересам.

Таким макаром, муниципальная регистрация решения об изъятии земляного участка при отсутствии в ЕГРП сведений о данном участке невозможна. Это не один раз подтверждалось судебной практикой, в том числе практикой ФАС Столичного окрестность (Постановления от 06.04.2011 N КГ-А41/2354-11 по делу N А41-8980/10, от 04.04.2011 N КГ-А40/1375-11 по делу N А40-50772/10-144-215).

Данную делему разрешает ст. 9 Закона N 43-ФЗ, допускающая принятие решения об изъятии земляного участка, права на который не зарегистрированы в ЕГРП. Более того, норма позволяет принять решение об изъятии участка, который только подлежит образованию или не прошел кадастровый учет, т.е. сведения об этом участке отсутствуют в муниципальном кадастреКАДАСТР (фр. cadastre) — 1) реестр, содержащий сведения об оценке и средней доходности объектов; 2) список лиц, подлежащих обложению подушным налогом; 3) систематизированный свод основных сведений о тех или иных природных объектах: земельный кадастр, водный К., и др. недвижимости (ГКН).

Закон N 43-ФЗ устанавливает, что, если права на изымаемые объекты неподвижного имущества не зарегистрированы в ЕГРП, для гос регистрации решения об изъятии такового неподвижного имущества не требуется регистрация обозначенных прав.

Если решение об изъятии неподвижного имущества принято в отношении земляного участка, подлежащего образованию, для гос регистрации в ЕГРП соответственного решения не требуется воплощение муниципального кадастрового учета данного участка и гос регистрации прав на него. Не требуется воплощение этих действий и в отношении земляного участка либо земляных участков, из которых таковой участок подлежит образованию.

Не считая того, в ч. 4 ст. 9 Закона N 43-ФЗ подчеркивается, что переход прав на изымаемое неподвижное имущество и образование из объектов неподвижного имущества, подлежащих изъятию, другого неподвижного имущества не тянет необходимость принятия нового решения об изъятии.

Решение об изъятии неподвижного имущества может быть оспорено в суде в течение 2-ух месяцев со денька его принятия.

3.2.3. Процедура изъятия земляного участка для муниципальных нужд

Закон N 43-ФЗ предугадывает последующие методы изъятия неподвижного имущества для муниципальных нужд:

– выкуп;

– перераспределение земляных участков;

– прекращение прав на это имущество и возмещения убытков, если изымаемое неподвижное имущество принадлежит правообладателю не на праве принадлежности (ч. 1 ст. 10).

Данные методы используются и при общем порядке изъятия земляных участков для общественных нужд. Существенное отличие Закона N 43-ФЗ содержится в части перераспределения участков: в случае согласия собственника перераспределение может быть без принятия решения об изъятии.

Собственник неподвижного имущества и (либо) другой правообладатель уведомляется о дальнейшем изъятии не позже 5 месяцев, а не года, как это установлено п. 3 ст. 279 ГК РФ.

Собственнику либо иному правообладателю направляется проект соответственного соглашения не ранее чем через два месяца со денька принятия решения об изъятии неподвижного имущества.

Часть 3 ст. 10 Закона N 43-ФЗ допускает возможность проведения переговоров меж собственником (другим правообладателем) неподвижного имущества и органом, уполномоченным на его изъятие. В этом же пт перечислены условия, которые должны содержаться в соглашении. В согласовании с текстом нареченной нормы данные условия можно квалифицировать как значительные. Соглашение не подлежит гос регистрации и вступает в силу с момента подписания.

Но обозначенный выше переговорный процесс ограничен по времени. Согласно ч. 4 ст. 10 Закона N 43-ФЗ, если в течение 3-х месяцев со денька направления проекта соглашения об изъятии неподвижного имущества нареченное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии имущества, вправе обратиться в трибунал с заявлением о принудительном изъятии. Такое заявление может быть предъявлено в течение 3-х лет со денька принятия решения об изъятии неподвижного имущества (ч. 9 ст. 10 Закона N 43-ФЗ).

Рассматриваемый Закон содержит серьезное предписание о том, что принудительное прекращение прав на изымаемое неподвижное имущество допускается лишь на основании решения суда и после возмещения рыночной цены изъятого имущества и (либо) убытков, причиненных его изъятием (ч. 5 ст. 10 Закона N 43-ФЗ).

См. Схема 2. Порядок изъятия неподвижного имущества для муниципальных нужд в согласовании с Законом N 43-ФЗ <<<

3.2.4. Судьба объектов недвижимости на земляном участке, изъятом для муниципальных нужд, также ограничений и обременений на этот участок

Закон N 43-ФЗ властно устанавливает, что при переходе к Российской Федерации либо г. Москве права принадлежности на объекты неподвижного имущества в связи с их изъятием обременения обозначенных объектов (залогЗАЛОГ — 1) в гражданском праве один из основных способов обеспечения исполнения обязательств., аренда, право безвозмездного использования и др.) не сохраняются (ч. 18 ст. 10).

Согласно последующей части данной статьи существование объектов неподвижного имущества, которые размещены на земляных участках, изъятых для размещения объектов федерального либо регионального значения, прекращается в случае сноса объектов неподвижного имущества.

Принимать решения о сносе не требуется. Общая процедура сноса и прекращения прав на снесенный объект недвижимости установлена в ч. 20 ст. 10 данного Закона.

3.3. Предоставление земляного участка для строительства объектов федерального либо регионального значения

Принципиально отметить, что в случае строительства объектов федерального либо регионального значения на присоединенных к Москве территориях за счет средств бюджетов российской экономной системы земляные участки предоставляются застройщикам в безвозмездное срочное использование. При всем этом за ранее согласовывать места размещения объектов и проводить торгиТОРГИ — состязательный порядок заключения некоторых договоров (купли-продажи, поставки, подряда). не надо (ч. 2 ст. 15 Закона N 43-ФЗ).

Согласно ч. 10 ст. 15 Закона N 43-ФЗ допускается предоставление земляных участков для размещения объектов федерального либо регионального значения при отсутствии правил землепользования и застройки. Как ранее говорилось, в текущее время правила землепользования и застройки в г. Москве не приняты.

Более подробное регулирование предоставления земляных участков строительства объектов федерального либо регионального значения на присоединенных к Москве территориях будет установлено Правительством РФ (для объектов федерального значения) и Правительством г. Москвы (для объектов регионального значения).

3.4. Установление сервитутов

Рассматриваемый Закон детально регулирует установление сервитутов для размещения объектов федерального либо регионального значения на присоединенной к Москве местности (гл. 4 Закона N 43-ФЗ). Но законодатель не уточняет, установление какого конкретно сервитута урегулировано данной главой.

Но, так как ст. 16 Закона N 43-ФЗ содержит отсылку на случаи (цели) установления общественных сервитутов (ст. 23 ЗК РФ), а сам порядок установления сервитута носит административный нрав (ст. 17 Закона N 43-ФЗ), можно заключить, что гл. 4 данного Закона урегулировано установление общественного сервитута.

Расширен список случаев, когда может быть установление сервитута. Кроме случаев, предусмотренных ст. 23 ЗК РФ, к ним относятся последующие:

1) строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация линейных объектов федерального либо регионального значения на присоединенных к Москве территориях (кроме авто дорог, жд линий и других объектов, размещение которых делает неосуществимым внедрение земляного участка либо его части в согласовании с установленным видом разрешенного использования);

2) обеспечение строительства и (либо) эксплуатации объектов федерального либо регионального значения на присоединенных к Москве территориях, в том числе:

а) установление прохода, проезда, также провоза строй и других материалов через земляной участок;

б) строительство временных либо вспомогательных сооружений (включая огораживания, бытовки, навесы), складирование строй и других материалов;

3) проведение изыскательских, исследовательских и других работ для размещения объектов федерального либо регионального значения на присоединенных к Москве территориях;

4) размещение на земляном участке информационных щитов, указателей, предупредительных, межевых и геодезических символов;

5) проведение нужных для предотвращения затопления и подтопления, эрозии почв и для схожих целей работ по устройству защитных сооружений, созданию защитных лесных насаждений.

Согласно ч. 5 ст. 16 Закона N 43-ФЗ владелец сервитута (сервитуарий) вправе:

1) иметь открытый доступ на земляной участок по согласованному с правообладателем обремененного участка графику либо при условии преждевременного извещения об этом правообладателя;

2) производить доставку и вывоз техники, материалов, инструментов;

3) производить строительство, ремонт, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию либо ликвидацию сооружений, для использования которых установлен сервитут;

4) делать земельные работы;

5) производить рубку лесных насаждений в порядке, установленном законодательством РФ.

После окончания строительства, ремонта, реконструкции, эксплуатации, консервации либо ликвидации сооружений, проведения изыскательских либо исследований владелец сервитута должен привести земляной участок в состояние, применимое для его использования в согласовании с видом разрешенного использования.

Статьей 17 Закона N 43-ФЗ предусмотрен административный порядок установления сервитута.

По общепринятому правилу сервитут подлежит установлению на срок до 5 лет, если наименьший срок не заявлен владельцем сервитута (ч. 4 ст. 19 Закона N 43-ФЗ). К установлению сервитута на срок более 5 лет Закон N 43-ФЗ предугадывает более строгие требования (ч. 2, 7 ст. 17).

3.5. Особенности предоставления в границах г. Москвы смежных земляных участков собственникам участков, землепользователям, арендаторам участков, на которых размещены строения, строения, сооружения

Значительные новеллы установлены ст. 24 Закона N 43-ФЗ, которые состоят в последующем.

Собственники земляных участков, на которых размещены строения, строения, сооружения, вправе приобрести в собственность земляные участки, находящиеся в гос либо городской принадлежности и не предоставленные другим лицам, если в согласовании с утвержденным проектом межевания местности внедрение этих смежных земляных участков предусматривается для эксплуатации таких построек, строений, сооружений. При всем этом за ранее согласовывать места размещения объектов и проводить торги не надо (ч. 1 ст. 24).

Аналогичное правило о приобретении права на смежный земляной участок установлено и для последующих лиц:

– арендаторов земляных участков, на которых находятся здание, строение, сооружение (ч. 2 ст. 24);

– муниципальных и городских учреждений, казенных компаний, центров исторического наследстваНАСЛЕДСТВО — имущество, переходящее в порядке наследования от умершего (наследодателя) к наследникам. президентов РФ, прекративших выполнение собственных возможностей, органов гос власти и органов местного самоуправления, обладающих на праве неизменного (пожизненного) использования земляным участком, на котором находится здание, строение, сооружение (ч. 3 ст. 24);

– религиозных организацийОРГАНИЗАЦИЯ — объединение двух и более лиц, являющихся субъектами права., которым в безвозмездное срочное использование предоставлены земляные участки, на которых размещены строения, строения, сооружения религиозного и благотворительного предназначения (ч. 3 ст. 24);

– собственников помещений в многоквартирном доме при условии соответствующего дизайна прав на земляной участок, на котором находится этот дом (безвозмездно и в долевую собственность) (ч. 6 ст. 24).

Обращаем внимание, что право общей долевой принадлежности на сформированный земляной участок (включая постановку его на кадастровый учет), находящийся под многоквартирным домом, появляется в силу закона и не просит ни принятия органами гос власти либо органами местного самоуправления решения о предоставлении участка в собственность, ни гос регистрации перехода права принадлежности на него. Таковой вывод следует из ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О внедрении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П и п. п. 66, 67 совместного Постановления ПленумовПЛЕНУМ (от лат. plenum — полное) — собрание в полном составе членов выборного руководящего органа какой-либо организации (гос., партийной, общественной) или членов высшего суда (напр., Пленум ВС РФ) Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О неких вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права принадлежности и других вещных прав".

 

 

 

http:-www.consultant.ru/law/review/fed/iw2013-04-23.html